Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России характеризуется все более широким использованием терминов «монополия», «конкуренция» и целым рядом других, связанных с конкурентностью рынков. Очень важно различать все эти понятия. В современной России существуют разные виды рынков, которые разделены на конкурентные и неконкурентные. Каждый потребитель должен хорошо владеть информацией и использовать ее для максимизации своей выгоды на этих рынках, то есть покупатель должен умело ориентироваться в конкурентной и неконкурентной среде, тогда он удовлетворит свои потребности, уменьшив расходы.

Для решения принципиальных вопросов развития экономики нашей страны государство проводит определенную политику в сфере ограничения монопольной власти. Антимонопольная политика заключается в поддержании конкуренции в нормативно-правовом поле, в создании условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы, в интенсификации научно-технического прогресса.

Таким образом, исследование проблем конкурентности рынков актуально в наше время. Это обусловлено тем, что конкурентные и неконкурентные рынки, а именно, какой из них будет господствовать рыночной системе, определяют процесс экономического роста страны в целом.

Степень разработанности проблемы. Изучение сущности конкурентных и неконкурентных рынков занимает особое место в теоретических и практических работах многих экономистов. Были описаны структуры рынков с отличных точек зрения исследователей-экономистов. Большой вклад был внесен в зарубежных странах, где происходили потрясения экономики в 20-30-х годах. Это стало стартом для нового понимания конкуренции в условиях разраставшейся монополии в экономике. "Великая Депрессия" была последней каплей того, что господствовавшая тогда «совершенная» конкуренция не состоятельна. Родилось новое учение о конкуренции и монополии, которое основывалось на теории несовершенной конкуренции Дж.Робинсона и Э.Чемберлина. Позже появились новые представления о проблемах конкуренции. В 1990-х были такие ученые, как: М.В.Бойко, В.В.Громыко, Г.П. Журавлева, И.В. Липсиц, Л.Л.Любимов, Е.М. Майбурд, Б.Мильнер, С.С. Носова, Р.М.Нуреев, Ю.Я.Ольсевич, В.Сорокина, К.Ю.Тотьев, Р. А. Фатхутдинов, А.Г. Худокормов, В.Л. Шейнис, Р.М.Энтов, и др.

Цель и задачи исследования. Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные различия конкурентного рынка от неконкурентного, то есть провести сравнительный анализ этих видов рынка. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

дать понятие «рынок» и определить его сущность;

определить роль конкуренции на рынках;

определить понятия «конкурентный рынок» и «неконкурентный рынок»;

рассмотреть основные черты таких рынков;

описать структуры рынка, подходящие под описание данных.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическую и методологическую базу данной работы составляют такие общенаучные методы, как логический, сравнительный, системный, историко-генетический анализ, структурно-функциональный и также специальные методы экономического анализа: субъективно-объективный, категориальный.

Эмпирической базой послужили статистические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, материалы Государственного комитета по статистики РФ.

Нормативно-правовую базу составили закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ.

Структура работы. Поставленная цель, задачи и используемые методы исследования обусловили структуру данной курсовой работы. Она состоит из введения, из восьми параграфов, объединенных в три главы, и списка используемых источников.

Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, ставится цель и задачи исследования.

Первая глава «структура и сущность рынка» посвящена рынку, его составляющим, и значению, которое он играет в жизни людей, а также рассматривается понятие «конкуренция», взаимосвязь ее и рынка.

Во второй главе «конкурентный рынок» говорится об особенностях такого рынка, какие черты ему присущи, и при каких условиях он может образоваться, а также приводятся примеров такого рынка.

В третьей главе «неконкурентный рынок» рассматриваются особенности монополизированных структур, их черты, и какие условия нужны для их появления, а также барьеры для вступления в такие отрасли рынка.

В заключении подводится общие итоги работы, и формулируются выводы.

Структура и сущность рынка

    Другие статьи ...

    Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО Донской Аварийный Комиссар
    Место прохождения практики - ООО «Донской Аварийный Комиссар». Должность - специалист по оформлению ДТП. Сроки прохождения практики: с ____ по ____. Цель практики - углубление и закрепление теоретических знаний, полученн ...

    Государственное регулирование иностранных инвестиций в России
    Россия чрезвычайно богата природными ресурсами и обладает давними научно-исследовательскими, промышленными и культурными традициями. Она является крупнейшим на планете поставщиком нефти, природного газа, минералов, драгоценных металло ...