Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России характеризуется все более широким использованием терминов «монополия», «конкуренция» и целым рядом других, связанных с конкурентностью рынков. Очень важно различать все эти понятия. В современной России существуют разные виды рынков, которые разделены на конкурентные и неконкурентные. Каждый потребитель должен хорошо владеть информацией и использовать ее для максимизации своей выгоды на этих рынках, то есть покупатель должен умело ориентироваться в конкурентной и неконкурентной среде, тогда он удовлетворит свои потребности, уменьшив расходы.

Для решения принципиальных вопросов развития экономики нашей страны государство проводит определенную политику в сфере ограничения монопольной власти. Антимонопольная политика заключается в поддержании конкуренции в нормативно-правовом поле, в создании условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы, в интенсификации научно-технического прогресса.

Таким образом, исследование проблем конкурентности рынков актуально в наше время. Это обусловлено тем, что конкурентные и неконкурентные рынки, а именно, какой из них будет господствовать рыночной системе, определяют процесс экономического роста страны в целом.

Степень разработанности проблемы. Изучение сущности конкурентных и неконкурентных рынков занимает особое место в теоретических и практических работах многих экономистов. Были описаны структуры рынков с отличных точек зрения исследователей-экономистов. Большой вклад был внесен в зарубежных странах, где происходили потрясения экономики в 20-30-х годах. Это стало стартом для нового понимания конкуренции в условиях разраставшейся монополии в экономике. "Великая Депрессия" была последней каплей того, что господствовавшая тогда «совершенная» конкуренция не состоятельна. Родилось новое учение о конкуренции и монополии, которое основывалось на теории несовершенной конкуренции Дж.Робинсона и Э.Чемберлина. Позже появились новые представления о проблемах конкуренции. В 1990-х были такие ученые, как: М.В.Бойко, В.В.Громыко, Г.П. Журавлева, И.В. Липсиц, Л.Л.Любимов, Е.М. Майбурд, Б.Мильнер, С.С. Носова, Р.М.Нуреев, Ю.Я.Ольсевич, В.Сорокина, К.Ю.Тотьев, Р. А. Фатхутдинов, А.Г. Худокормов, В.Л. Шейнис, Р.М.Энтов, и др.

Цель и задачи исследования. Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные различия конкурентного рынка от неконкурентного, то есть провести сравнительный анализ этих видов рынка. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

дать понятие «рынок» и определить его сущность;

определить роль конкуренции на рынках;

определить понятия «конкурентный рынок» и «неконкурентный рынок»;

рассмотреть основные черты таких рынков;

описать структуры рынка, подходящие под описание данных.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическую и методологическую базу данной работы составляют такие общенаучные методы, как логический, сравнительный, системный, историко-генетический анализ, структурно-функциональный и также специальные методы экономического анализа: субъективно-объективный, категориальный.

Эмпирической базой послужили статистические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, материалы Государственного комитета по статистики РФ.

Нормативно-правовую базу составили закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ.

Структура работы. Поставленная цель, задачи и используемые методы исследования обусловили структуру данной курсовой работы. Она состоит из введения, из восьми параграфов, объединенных в три главы, и списка используемых источников.

Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, ставится цель и задачи исследования.

Первая глава «структура и сущность рынка» посвящена рынку, его составляющим, и значению, которое он играет в жизни людей, а также рассматривается понятие «конкуренция», взаимосвязь ее и рынка.

Во второй главе «конкурентный рынок» говорится об особенностях такого рынка, какие черты ему присущи, и при каких условиях он может образоваться, а также приводятся примеров такого рынка.

В третьей главе «неконкурентный рынок» рассматриваются особенности монополизированных структур, их черты, и какие условия нужны для их появления, а также барьеры для вступления в такие отрасли рынка.

В заключении подводится общие итоги работы, и формулируются выводы.

Структура и сущность рынка

    Другие статьи ...

    Совершенствование методики формирования страхового запаса на промышленных предприятиях
    Тема исследовательской работы «Совершенствование методики формирования страхового запаса на промышленных предприятиях» по дисциплине «Управление экономикой». Актуальной задачей при управлении оборотными активами производственных пре ...

    Статистика рынка труда
    ...