Информационная экономика. Становление нового типа экономического роста

В истории человечества можно выделить несколько этапов, которые человеческое общество последовательно проходило в своем развитии. Эти этапы различаются основным способом обеспечения обществом своего существования и видом ресурсов, использующимся человеком и играющим главную роль при реализации данного способа. К таким этапам относятся: этапы собирательства и охоты, аграрный и индустриальный. В настоящее время наиболее развитые страны мира находятся на завершающей стадии индустриального этапа развития общества. В них осуществляется переход к следующему этапу, который, как и соответствующее ему общество, назван “информационным”. В данном обществе определяющая роль принадлежит информации. Информация становится стратегическим ресурсом. Инфраструктуру общества формируют способы и средства сбора, обработки, хранения и распределения информации.

Таким образом, со второй половины ХХ века в цивилизованном мире основным, определяющим фактором социально-экономического развития общества становится переход от “экономики вещей” к “экономике знаний”, происходит существенное увеличение значения и роли информации в решении практически всех задач мирового сообщества. Это является убедительным доказательством того, что научно-техническая революция постепенно превращается в интеллектуально-информационную, информация становится не только предметом общения, но и прибыльным товаром, безусловным и эффективным современным средством организации и управления общественным производством, наукой, культурой, образованием и социально-экономическим развитием общества в целом.

Современные достижения информатики, вычислительной техники, оперативной полиграфии и телекоммуникации породили новый вид высокой технологии, а именно информационную технологию.

Результаты научных и прикладных исследований в области информатики, вычислительной техники и связи создали прочную базу для возникновения новой отрасли знания и производства - информационной индустрии. В мире успешно развивается индустрия информационных услуг, компьютерного производства и компьютеризация как технология автоматизированной обработки информации; небывалого размаха и качественного скачка достигла индустрия и технология в области телекоммуникации - от простейшей линии связи до космической, охватывающей миллионы потребителей и представляющей широкий спектр возможностей по транспортировке информации и взаимосвязи ее потребителей.

С технологической точки зрения быстрое и повсеместное распространение современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) можно было бы рассматривать как очередной этап научно-технического прогресса. Однако особенность проходящей научно-технической революции состоит в том, что она вторгается в информационную сферу, затрагивая такие основополагающие для всех видов человеческой деятельности процессы, как производство, обработка и передача информации. Это ведет к коренным социальным трансформациям в области экономики, политики, культуры, к изменениям в сознании людей, к возникновению нового постиндустриального типа общества.

Актуальность темы исследования в том, ключевой тенденцией развития современной цивилизации становится последовательное возрастание роли информации и знаний в обществе. Основываясь именно на этой особенности современного общества, многие исследователи и называют его «постиндустриальным, «информационным» или обществом, основанным на «информационной экономике» .

Целью курсовой работы является изучение информационной экономики и нового типа экономического роста. Данная цель достигается по средствам решения следующих задач:

Изучение теоретических основ экономического роста.

Рассмотреть информацию как фактор производства, ее особенности.

Объект исследования - Экономический рост и информационная экономика.

Предмет исследования - Проблемы и особенности информационной экономики в России.

Цель и задачи определили следующую структуру работы: Введение, Глава 1. Теоретические аспекты «экономического роста», Глава 2. Информационная экономика как причина становления экономического роста нового типа, Глава 3. Информационная экономика в России, Заключение, Библиографический список.

Для достижения целей и решения задач данного исследования, я использовала монографический метод, диалектический, графический и топологический методы , так как они позволяют более подробно рассмотреть тему курсовой работы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

По мнению Сидоровича А.В. экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики [1, с.52].Схожее мнение имеет и Плотницкий когда пишет, что экономическая система состоит из элементов [10, с.27].

Но наиболее полное представление об экономической системе дают авторы "Экономикс" Макконнелл К.Р. и Брю С.Л.: экономическая система - конкретный набор институциональных структур и координирующих механизмов [9, с.38].

Экономические системы с момента своего возникновения и до наших дней прошли значительный эволюционный путь развития. Поэтому к настоящему времени насчитывается множество различных их видов и типов, отличающихся способами общественного разделения труда и его организации, формами собственности, видами координации элементов системы и другими признаками. В экономической теории классификация экономических систем осуществляется на основе критериев - определяющих признаков, позволяющих разграничить системы.

В мировой экономической теории наибольшее распространение получили взгляды на разграничение экономических систем в соответствии с уровнем развития производительных сил. Основатель теории стадий экономического роста американский экономист У. Ростоу выделяет пять видов экономических систем [10, с.44]:

) традиционное общество: существовало вплоть до XVII в., в основе лежала ручная техника, преобладало аграрное производство, производительность труда была низкая;

) переходное общество (XVII - XVIII вв): развиваются наука, ремесла, рынок, растет эффективность производства; представляет собой переходную экономическую систему от традиционной к более высокому типу экономики индустриального общества;

) экономическая система "сдвига": отличается значительным ростом капитальных вложений, быстрым ростом производительности труда в сельском хозяйстве, развитием инфраструктуры (дороги, транспорт и т.п.);

) общество экономической зрелости: быстро растут производство и его эффективность, развивается все хозяйство;

) общество высокого массового потребления: производство начинает работать преимущественно на потребителя, ведущее положение занимают отрасли, производящие предметы длительного пользования.

Деление экономических систем в зависимости от уровня развития техники и технологии осуществляли также такие известные экономисты, как Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, С. Кузнец и др.Другие ученые выделяют доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (Д. Белл, У. Ростоу).

Новая эпоха, которую называют веком информации, эрой знания, информационным обществом, когда именно информация и знание становятся наиболее важными факторами успеха, уже наступила. Однако она принесла с собой не только множество новых возможностей для развития, но и ряд новых рисков. В научном мире широко обсуждаются такие опасности, как возможность возникновения нового вида зависимости от виртуального мира, как порождаемая электронный техникой деперсонификация общения и уход от реальности, что делает человека мало защищенным в реальном мире.

По мере ускорения темпов информационной революции возникает особый вид бедности, называемый информационной бедностью, информационным неравенством или цифровым разрывом. Он существует и между странами, и внутри их, и с развитием новых технологий, как показывает мировой опыт, увеличивается. Для России это чревато и внутренними и внешними проблемами. Ее менее развитые регионы и наименее обеспеченные слои населения все более оттесняются на обочину из-за невозможности полноценного доступа к информации и знанию для достижения большего благосостояния. В связи с тем, что значительная часть общества в этих регионах не ощущает на себе положительного воздействия информационной революции, там появляется негативное отношение ко всему, что с нею связано, и развитие тормозится [12, с.8].

По мнению Т. Н Лукиных источниками информационного типа экономического роста являются инновации и человеческий капитал. Аналогично тому, как информационная экономика выступает логическим следствием индустриальной, так и роль человека в условиях нового технологического способа производства логично становится иной - более емкой и значимой, менее зависимой от обстоятельств и других людей, и, следовательно, более самостоятельной и творческой. Важнейшим экономическим "свойством" человека становится его индивидуальность. Отсюда, место и роль человека в информационной экономике неизбежно трансформируются по сравнению с экономикой индустриальной [19].

Профессор Шапошник С.Б. пишет, что одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие информационного общества в регионах, является состояние человеческих ресурсов. Понятие «человеческий капитал» призвано интегрально отразить совокупность знаний, навыков и опыта экономически активного населения, влияющих на его экономическую продуктивность (в данном случае - необходимых для электронного развития региона). Оценка человеческого капитала в свете электронного развития регионов осуществлялась по четырем параметрам:

.Уровень образования населения .

.Научный потенциал (число исследователей на 10000 человек населения).

.Масштабы подготовки в регионе специалистов в области ИКТ.

.Уровень мотивации использования ИКТ населением [3, с.12-13].

    Другие статьи ...

    Рынок труда, его функции, модели и роль в экономике
    Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм форм ...

    Анализ условий труда персонала на примере гостиницы ЗАО Лотте РУС
    Тема «Анализ условий труда» наиболее актуальна в настоящее время, хоть и даже на государственном уровне говорится об улучшении положения, о нормах, нормативах, которые должны соблюдать работодатели, однако на деле всё не совсем так. М ...