Понятие и структура рынка

Вопрос о том, как скоординировать усилия людей, добиться, чтобы они тратили свои силы и ресурсы природы на изготовление именно того, что нужно обществу был одним из главных еще для Адама Смита, много размышлявшего о механизмах координации экономической жизни. Смит пришел к выводу, что такая координация деятельности миллионов людей становится возможной благодаря стремлению человека к выгоде и его склонности к обмену. Эти черты человеческой природы и лежат в основе экономического механизма нашей цивилизации. Именно этот механизм заставляет людей действовать так, как необходимо обществу в целом. Смит писал об этом: «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет к результату, о котором он сам и не помышлял».

Загадочным термином «невидимая рука» со времен Адама Смита экономисты называют механизм рыночных отношений между людьми, или, короче говоря, механизм рынка. Говоря о рынке, мы имеем в виду не какую-то конкретную площадь, где собираются продавцы и покупатели, а явление куда более сложное и объемное, очень древнее и притом жизненно важное для человечества и по сей день. Нет страны, в которой нельзя было бы найти тех или иных элементов рыночных отношений.

Рынок - это вся совокупность форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, предназначенных для того, чтобы свести вместе в коммерческих целях продавцов и покупателей и дать возможность первым продать, вторым - купить товары.

В понятие «рынок» входят и продовольственные базары, и вещевые «толкучки», и дорогие универмаги, и всевозможные биржи, ярмарки, банки, транспортные организации и т.д. Иными словами, все организации, которые помогают производителю и покупателю найти друг друга, и все юридические документы, регулирующие их отношения, - все это элементы рынка.

В рыночной экономике любой товар (в том числе и способность к труду) меняется на деньги, а деньги меняются на товар. Даже в тех случаях, когда товар меняют прямо на товар (это часто называют бартерными сделками), незримым фоном обмена выступают деньги, через которые обе стороны соизмеряют выгодность своего поведения.

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок или умение организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям наилучший товар и на наиболее выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе и открывает себе дорогу к росту благосостояния.

«Невидимая рука» рынка заставляет каждого думать об интересах других, потому что иначе его товар может оказаться ненужным и вместо выгоды получаются одни убытки. Адам Смит писал: « Предприниматель имеет в виду лишь собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». При этом все - и продавцы, и покупатели - каждый день ищут лучший вариант компромисса между своими интересами. Именно потому можно без особого преувеличения назвать рынок коллективным разумом человечества.

К сожалению, рыночный «мыслительный процесс» тоже не безупречен - он вовсе не обеспечивает идеального решения всех проблем. Метод работы рынка - метод проб и ошибок. Не случайно экономическая история полна примеров тяжелейших неурядиц, кризисов и даже катастроф, которые поражали многие страны, несмотря на их многовековые рыночные традиции.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Статистика рынка труда
...

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия
В условиях рыночной экономики целью любого предприятия является получение максимально возможной прибыли. В этих условиях могут осуществлять свою производственно-финансовую деятельность только те предприятия, которые получают от нее на ...