Понятие и структура рынка

Вопрос о том, как скоординировать усилия людей, добиться, чтобы они тратили свои силы и ресурсы природы на изготовление именно того, что нужно обществу был одним из главных еще для Адама Смита, много размышлявшего о механизмах координации экономической жизни. Смит пришел к выводу, что такая координация деятельности миллионов людей становится возможной благодаря стремлению человека к выгоде и его склонности к обмену. Эти черты человеческой природы и лежат в основе экономического механизма нашей цивилизации. Именно этот механизм заставляет людей действовать так, как необходимо обществу в целом. Смит писал об этом: «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет к результату, о котором он сам и не помышлял».

Загадочным термином «невидимая рука» со времен Адама Смита экономисты называют механизм рыночных отношений между людьми, или, короче говоря, механизм рынка. Говоря о рынке, мы имеем в виду не какую-то конкретную площадь, где собираются продавцы и покупатели, а явление куда более сложное и объемное, очень древнее и притом жизненно важное для человечества и по сей день. Нет страны, в которой нельзя было бы найти тех или иных элементов рыночных отношений.

Рынок - это вся совокупность форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, предназначенных для того, чтобы свести вместе в коммерческих целях продавцов и покупателей и дать возможность первым продать, вторым - купить товары.

В понятие «рынок» входят и продовольственные базары, и вещевые «толкучки», и дорогие универмаги, и всевозможные биржи, ярмарки, банки, транспортные организации и т.д. Иными словами, все организации, которые помогают производителю и покупателю найти друг друга, и все юридические документы, регулирующие их отношения, - все это элементы рынка.

В рыночной экономике любой товар (в том числе и способность к труду) меняется на деньги, а деньги меняются на товар. Даже в тех случаях, когда товар меняют прямо на товар (это часто называют бартерными сделками), незримым фоном обмена выступают деньги, через которые обе стороны соизмеряют выгодность своего поведения.

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок или умение организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям наилучший товар и на наиболее выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе и открывает себе дорогу к росту благосостояния.

«Невидимая рука» рынка заставляет каждого думать об интересах других, потому что иначе его товар может оказаться ненужным и вместо выгоды получаются одни убытки. Адам Смит писал: « Предприниматель имеет в виду лишь собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». При этом все - и продавцы, и покупатели - каждый день ищут лучший вариант компромисса между своими интересами. Именно потому можно без особого преувеличения назвать рынок коллективным разумом человечества.

К сожалению, рыночный «мыслительный процесс» тоже не безупречен - он вовсе не обеспечивает идеального решения всех проблем. Метод работы рынка - метод проб и ошибок. Не случайно экономическая история полна примеров тяжелейших неурядиц, кризисов и даже катастроф, которые поражали многие страны, несмотря на их многовековые рыночные традиции.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Роль информации в экономике
Отличительной чертой постиндустриального общества является главенствующее значение информации для экономического и социального прогресса, что позволяет говорить об интеллектуализации экономики, об экономике, базирующейся на знаниях. Пр ...

Анализ факторов, влияющих на материальные ресурсы ОАО Пензенский завод Локомотив
Производство любого вида продукции (работ, услуг) связано с использованием материальных ресурсов. Материальные ресурсы - это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих и полуфабрикатов, которые хозяйствующий субъ ...