Понятие и структура рынка

И все же механизм рынка допускает куда меньше ошибок, чем самые мудрые плановики. Причина проста - рынок позволяет экономике гибко перестраиваться и быстро выходить из тупиковых ситуаций. И это не удивительно, поскольку решения принимаются быстро и именно там, где возникают проблемы. Кроме того, тут на полную мощность включаются личные интересы каждого из его участников.

Как ни упорядочен, как ни регулируем современный рынок, его природа остается в основном неизменной - это столкновение продавцов и покупателей, обладающих полной свободой хозяйственной деятельности потом абсолютно самостоятельно решающих для себя главные вопросы экономики: что, как производить и кому и по какой цене продавать, а также как использовать полученные доходы.

Итак, как мы выяснили, рынок представляет собой совокупность субъектов и объектов рыночных отношений.

Субъектами рыночных отношений выступают участники рыночных сделок, а именно: покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица, юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.

Покупатели - это потребители, которые приобретают товары и услуги, а также фирмы, которые покупают труд, капитал, сырье и материалы, используемые ими для производства товаров и услуг. К продавцам относятся фирмы, продающие товары и услуги; работники которые продают свои трудовые услуги; а также владельцы ресурсов, которые предоставляют в аренду землю или продают минеральные ресурсы фирмам. Взаимодействия продавцов и покупателей, взятые вместе, формируют рынки.

А объекты рынка - это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Это материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства - средства производства; рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшества и идеи.

Жизнь рыночной экономики - это постоянное взаимодействие двух факторов, двух сил: с проса и предложения.

Именно это взаимодействие и позволяет находить ответы на 3 главных экономических вопроса: Что, для кого и как производить.

Рынок - место добровольных сделок, а потому продажа товаров происходит лишь в том случае, если обе стороны - продавец и покупатель - ухитряются найти обоюдовыгодный компромисс. И имя этого компромисса - цена.

Суть рыночного процесса - свободный и добровольный поиск партнеров по сделке и цены, при которой владелец товара будет согласен его продать , а покупатель - решится купить. Процесс согласования цен вовсе не обязательно предполагает встречу владельца товара лицом к лицу с покупателем. Когда вы бросаете взгляд на витрину магазина и, решив, что указанная на ярлыке цена слишком высока для вас, проходите мимо, вы тоже формируете рыночную цену. Ведь отсутствие покупателей в магазине заставляет продавца задуматься над тем, почему его товары так плохо продаются.

Дух соперничества служит в экономике вспомогательным «двигателем» развития. Наиболее ярким проявлением этой особенности человеческой натуры является конкуренция.

А. Смит связывает конкуренцию с эгоистической природой человека. Отождествляя конкуренцию со «злом», Смит в основу экономических знаний закладывает модель поведения «экономического человека», наделяя его алчными и эгоистическими свойствами, стараясь, таким образом, в основу поведения человека положить рациональные принципы поведения.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Создание салона красоты в Ленинском округе г. Комсомольска-на-Амуре
Цель данной курсовой работы заключается в составлении бизнес-плана организации, специализирующейся на оказании косметических и парикмахерских услуг населению и гостям города, т.е. салона красоты (рабочее название «Сан & Сити»). ...

Рыночная система и ее эволюция. Модели рыночной экономики
Чрезвычайно актуальной представляется цель работы - исследование понятия рыночной системы хозяйствования и особенностей формирования рыночной экономики в мире и Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического ...