Виды рынков: конкурентный и неконкурентный рынки

Рынок можно классифицировать по многим критериям и выделить различные его виды. Но в данной курсовой речь будет идти о рынках, критерием классификации которых будет являться конкуренция.

Итак, рынок может быть как стихийным, речь идет о конкурентном рынке, так и организующим, неконкурентным.

Говоря о таких рынках, надо иметь в виду способность участников или участника влиять на уровень цены. Иногда попытка повысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цены приносит убытки и затрудняет возмещение издержек.

Основа конкурентного рынка - это участие независимых товаропроизводителей с разными условиями производства и особыми характеристиками товара в конкуренции.

Основа неконкурентного рынка - это наличие узкой группы производителей одного, конкретного товара. Здесь присутствуют сговор, стандарт качества и др.

Сочетание между конкурентным и неконкурентным рынком должно быть оптимальным. А именно - максимум конкуренции при минимуме монополии. Сдвиг этого оптимума для общества обернется большими потерями.

Чтобы долее рассматривать конкурентные и неконкурентные рынки, надо вспомнить, какие рыночные структуры выделяются в экономических науках.

Структура рынка по определению, данному в законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,- это «совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа и выхода на рынок; открытость рынка для международной торговли».

Существует несколько структур рынка

· Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.

· Олигополия- рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, обычно от 2 до 7, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.

· Дуополия - частный случай олигополии всего двух компаний.

· Олигопсония - рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.

· Монополия- рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.

· Естественная монополия - монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узкоспециализированных компаний.

· Монопсония- рынок, на котором присутствует только один покупатель.

· Совершенная конкуренция- теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

Количественными показателями, используемыми для оценки структуры товарного рынка данным ведомством, являются:

. Численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;

. Доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;

. Показатели рыночной концентрации.

Качественными показателями, характеризующими структуру рынка, согласно порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках являются барьеры входа в отрасль.

Итак, было сказано, что рынки делятся на конкурентные и неконкурентные, основное отличие которых состоит способности влияния на цену отдельных участников рыночного процесса.

В последующих главах курсовой работы будет рассмотрено, какие из структур рынка являются конкурентными, а какие нет, что их отличает друг от друга и почему государство вынуждено вмешиваться, ограничивая монопольную власть. Но вначале разберемся с конкурентным рынком.

Конкурентный рынок

Другие статьи ...

Значение натурального традиционного хозяйства маори при развитии рынка земли Новой Зеландии во второй половине XIX века
Целью курсовой работы является теоретическое изучение экономической этнологии с помощью учения исторического диалектического материализма. Задачами работы является применение этой теории и методики в её границах на примере тяжёлого вых ...

Жизнь и развитие Ханты-Мансийского автономного округа
Цель моей работы - показать, как живет и развивается мой родной край - Ханты-Мансийский автономный округ. Ханты-Мансийский автономный округ - богатый и перспективный округ в РФ. В этом субъекте сосредоточены большие запасы нефти, г ...