Виды рынков: конкурентный и неконкурентный рынки

Рынок можно классифицировать по многим критериям и выделить различные его виды. Но в данной курсовой речь будет идти о рынках, критерием классификации которых будет являться конкуренция.

Итак, рынок может быть как стихийным, речь идет о конкурентном рынке, так и организующим, неконкурентным.

Говоря о таких рынках, надо иметь в виду способность участников или участника влиять на уровень цены. Иногда попытка повысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цены приносит убытки и затрудняет возмещение издержек.

Основа конкурентного рынка - это участие независимых товаропроизводителей с разными условиями производства и особыми характеристиками товара в конкуренции.

Основа неконкурентного рынка - это наличие узкой группы производителей одного, конкретного товара. Здесь присутствуют сговор, стандарт качества и др.

Сочетание между конкурентным и неконкурентным рынком должно быть оптимальным. А именно - максимум конкуренции при минимуме монополии. Сдвиг этого оптимума для общества обернется большими потерями.

Чтобы долее рассматривать конкурентные и неконкурентные рынки, надо вспомнить, какие рыночные структуры выделяются в экономических науках.

Структура рынка по определению, данному в законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,- это «совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа и выхода на рынок; открытость рынка для международной торговли».

Существует несколько структур рынка

· Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.

· Олигополия- рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, обычно от 2 до 7, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.

· Дуополия - частный случай олигополии всего двух компаний.

· Олигопсония - рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.

· Монополия- рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.

· Естественная монополия - монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узкоспециализированных компаний.

· Монопсония- рынок, на котором присутствует только один покупатель.

· Совершенная конкуренция- теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

Количественными показателями, используемыми для оценки структуры товарного рынка данным ведомством, являются:

. Численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;

. Доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;

. Показатели рыночной концентрации.

Качественными показателями, характеризующими структуру рынка, согласно порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках являются барьеры входа в отрасль.

Итак, было сказано, что рынки делятся на конкурентные и неконкурентные, основное отличие которых состоит способности влияния на цену отдельных участников рыночного процесса.

В последующих главах курсовой работы будет рассмотрено, какие из структур рынка являются конкурентными, а какие нет, что их отличает друг от друга и почему государство вынуждено вмешиваться, ограничивая монопольную власть. Но вначале разберемся с конкурентным рынком.

Конкурентный рынок

Другие статьи ...

Состояние и развитие машиностроения в России
Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка, объединяющие несколько десятков отраслей и подотраслей. Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материаль ...

Система каналов реализации сельскохозяйственной продукции и пути повышения ее эффективности
Данная курсовая работа выполнена по материалам СПК "Маньковичи". В процессе изучения производственно-экономической деятельности СПК были использованы годовые отчеты хозяйства за последние 3 года Проблема сбыта сельскохозяйс ...