Понятие конкурентного рынка, его основные черты

Конкуренция - экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получения благодаря этому максимальной выгоды.

А.Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

В федеральном законе « О защите конкуренции» №135 от 26 июля 2006 дается следующее определение, конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Итак, конкурентный рынок - это свободный рынок, без входных барьеров и препятствий конкуренции. Это параметры инфраструктуры рынка, оказывающие влияние на условия реализации товара и на его цену. Чем меньше фирмы могут оказывать влияние на рынок, где они реализуют свой товар, тем более конкурентным считается рынок. Если отдельные фирмы в состоянии воздействовать на условия продажи своего товара и на его цену, то фирмы ведут между собой конкурентную борьбу.

Понятие «конкурентная борьба» включает в себя способы поведения отдельных фирм на рынке. Победить в конкурентной борьбе - значит склонить в свою сторону выбор потребителя.

Конкуренция - основной механизм рынка. Препятствий для вступления в этот процесс или выхода из него не существует. Его участники постоянно стоят перед выбором: либо приложить огромные усилия, чтобы «вписаться» в виражи прогресса и опередить тех, кто добился успехов, либо смириться с потерей доходов.

Первой чертой конкурентного рынка является рыночная цена.

Рынки делают возможными сделки между продавцами и покупателями. Различные количества товаров продаются по определенным ценам. На конкурентных рынках обычно господствует единая цена - это и есть рыночная цена.

Рыночная цена - это цена, преобладающая на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить.

При равновесной (рыночной) цене:

цена, при которой спрос и предложение равны друг другу;

цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Конкуренция, взаимосвязь спроса и предложения привели к установлению равновесия цен на рынке. Цены на рынке находятся в постоянном движении, так как спрос и предложение не постоянны, происходят изменения. Эти изменения взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Часто такие изменения происходят довольно быстро.

Например, фондовый рынок - это высококонкурентный рынок, так как на каждую акцию существует множество продавцов и покупателей. Каждый, кто инвестирует в ценные бумаги, знает, что цена каждой отдельной бумаги изменяется каждую минуту и может заметно вырасти или упасть всего за один день.

Так как на конкурентном рынке производители не могут влиять на ценообразование, то рыночную цену так же задают не они, цена считается заданной рынком. Они приспосабливаются к таким ценам, как и покупатели, то есть выступают ценополучателями. Именно поэтому, например, кривая спроса в условиях совершенной конкуренции на продукцию всегда горизонтальна, то есть спрос абсолютно эластичен.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи ...

Государственное регулирование иностранных инвестиций в России
Россия чрезвычайно богата природными ресурсами и обладает давними научно-исследовательскими, промышленными и культурными традициями. Она является крупнейшим на планете поставщиком нефти, природного газа, минералов, драгоценных металло ...

Значение натурального традиционного хозяйства маори при развитии рынка земли Новой Зеландии во второй половине XIX века
Целью курсовой работы является теоретическое изучение экономической этнологии с помощью учения исторического диалектического материализма. Задачами работы является применение этой теории и методики в её границах на примере тяжёлого вых ...