Виды конкурентных рынков

Совершенная (чистая) конкуренция.

Совершенная конкуренция предполагает выполнение следующих условий:

. На рынке имеется в наличии большое количество независимых производителей; размеры производства каждого малы относительно размеров рынкам - поэтому ни один из них не может оказать влияние на рыночную цену;

. Фирмы производят однородную продукцию;

. Покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах;

. Продавцы действуют независимо друг от друга, не сговариваясь о ценах;

. Фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.

Э.Чемберлин полагает, что чистая конкуренция является нежизненной, искусственной абстракцией и не может рассматриваться как исходная база для описания реальности. Даже при любом большом числе производителей и продавцов данного вида товаров каждый из них предлагает покупателям по существу свой особый дифференцированный продукт.

Дж. Робинсон, крупнейший ученый, внесший значительный вклад в теорию несовершенной конкуренции, считает, что понятие «совершенная конкуренция» слишком идеализирует реальную экономику.

Модель совершенной конкуренции опирается на три основных допущения:

. принятие цены;

. однородность товара;

. свободный вход на рынок и уход с него.

Принятие цены.

На совершенно конкурентном рынке каждый потребитель покупает такую незначительную часть совокупного выпуска отрасли, что тоже совершенно не влияет на рыночную цену, а, следовательно, принимает цену как данность.

Принятие цены в основном возникает при выпуске на рынке однородного товара, когда один товар свободно можно заменить на другой, ни одна фирма не в состоянии поднять цену на свой продукт выше цены других фирм без потери большей части или всего своего бизнеса.

Допущение об однородности продукта играет важную роль, так как оно гарантирует, что в соответствии с анализом спроса и предложения существует единственная рыночная цена.

Третье допущение о свободном входе (выходе) означает, что не существует никаких особых издержек, препятствующих фирме как войти в отрасль и наладить производство, так и уйти из нее, если она не получает прибыли.

В результате потребители могут легко переключаться с одного производителя на другого, а производители - с легкостью выходить на рынок или уходить с него. Особые издержки, ограничивающие вход, - это такие издержки, которые несет выходящий на рынок новичок, в отличие от фирмы, уже производящей данную продукцию.

Условие свободного входа и выхода важно с точки зрения эффективности конкуренции.

Оно означает, что потребители легко могут переключиться на конкурирующую фирму, если сегодняшний продавец поднимет цену. Для предприятий это условие означает, что фирма может без проблем выйти на рынок, если увидит возможность получения прибыли, и уйти с него, если начнет терять деньги. Таким образом, фирма может нанять рабочих и купить капитал и сырье, необходимые для производства, а если она захочет закрыться или перебраться в другое место, то продать или переместить эти факторы производства не составит сложности.

Конечно, на большинстве рынков эти допущения вряд ли соблюдаются точно. Это, однако, не означает, что модель совершенной конкуренции бесполезна. Некоторые рынки довольно близки к выполнению этих допущений. Но даже когда одно или больше из этих предположений не выполняется и рынок не является совершенно конкурентным, надо говорить уже о монопольных рынках.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать некоторые выводы:

) Главная черта конкурентного рынка - невозможность влияния на уровень цены ни одним из участников рынка, то есть формирование рыночной цены.

) На конкурентном рынке участвует большое количество покупателей и продавцов.

) Совершенно конкурентный рынок возникает, если большое количество продавцов будет производить однородную продукцию, без различных сговоров о цене, и которые могут свободно входить в отрасль, без барьеров. А также все участники будут владеть полной информацией о ценах.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи ...

Исследования рынка жилья в Москве в районе станции метро Крылатское
Имеются данные (таб. 1.1) о продаже квартир на вторичном рынке жилья в Москве в районе станции метро «Крылатское» в марте 2006 г. (газета «Из рук в руки»). Таблица 1.1 № У Х1 Х2 ...

Анализ экономических показателей деятельности ООО Колесо фортуны
В 21 веке почти у каждой семьи есть личный автомобиль, что говорит о высоком спросе на данный товар. К 2015 году по подсчетам специалистов количество автомобилей значительно возрастет (в России в 1,6 раза), вследствие чего увеличится спрос ...