Понятие неконкурентного рынка и его основные черты

Неконкурентным можно назвать тот рынок, в котором производитель имеет большую власть на установление цены своей продукции, то есть концентрация предложения формируется у него самого.

Для неконкурентных рынков характерно: небольшое количество производителей, отсутствие рыночной цены, так как производители определяют цену, поэтому здесь большое значение играет ценовая дискриминация, тайный сговор.

Небольшое количество производителей.

Вообще неконкурентные рынки подразумевает одного продавца, который будет сам назначать цену. Это случай чистой монополии, но не всегда существует только один производитель, даже в монополии существуют различного рода объединения, в которых участвуют не один экономический агент. Например, картель. Картель - это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Ценовая дискриминация.

На неконкурентных рынках различные производители могут назначить различные цены на один и тот же товар. Это происходит в силу того, что одна из фирм пытается отвоевать покупателей у конкурентов, или потому, что покупатели привязаны к определенным торговым маркам, что позволяет этим фирмам устанавливать более высокие цены, чем прочим.

Например, две марки стирального порошка могут продаваться в одном и том же супермаркете по двум разным ценам. Или два супермаркета могут продавать одинаковый порошок по разным ценам. В таких случаях, говоря о рыночной цене, мы будем понимать под ней среднюю для всех торговых марок или супермаркетов цену.

Продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем, разным покупателям известна как ценовая дискриминация.

Если спрос потребителя неэластичен, монополист может поднять цену товара - спрос уменьшится на небольшую величину. Соответственно, в случае эластичного спроса на товар цену следует уменьшить.

Выделяют три вида ценовой дискриминации:

. Каждая единица товара реализуется по цене спроса на нее, а так как цена спроса различна у разных покупателей, то и возникает дискриминационный эффект (дискриминация первой степени, совершенная дискриминация);

. Цена продукции одинакова для всех потребителей, но отличается в зависимости от количества приобретаемых товаров (дискриминация второй степени: выступает в форме скидок на приобретение товаров);

. Разным покупателям продукции реализуется по разным ценам (дискриминация третьей степени).

При помощи ценовой дискриминации монополист присваивает значительную часть потребительского излишка покупателя.

Виртуозно владеют практикой ценовой дискриминации продавцы в обычных уличных ларьках. Они почти безошибочно сегментируют рынок, основываясь на таком рыночном сигнале, как внешний вид покупателя. В соответствии с одеждой молниеносно принимается решение о том, кому продавать товар дороже, а кому дешевле, кому дать сдачу полностью, а кому нет, кого обвешивать, а кому надо взвесить товар с микроскопической точностью.

Тайный сговор.

Тайный сговор образуется при такой структуре рынка, как олигополия, которая желает увеличить свою монопольную власть.

Тайный сговор - это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Если между участниками сговора (всеми продавцами соответствующего рынка) достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию и все кривые спроса сливаются в одну.

Однако тайный сговор не может быть прочным длительное время. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию.

Итак, неконкурентный рынок - это тот, в котором цену устанавливает сам продавец, поэтому и количество их будет ограниченно. В процессе таких рыночных отношений будет часто использоваться ценовая дискриминация - различные цены на один и тот же товар - и тайный сговор - негласное противозаконное соглашение продавцов о цене.

Условия возникновения таких рынков тоже противоположны конкурентным. О них далее пойдет речь.

Другие статьи ...

Социальный капитал теория и практика
Тема контрольной работы "Социальный капитал: теория и практика" по дисциплине "Экономическая теория". Современная идеология реформ, системно проводящихся как в развитых странах мира, так и в развивающихся, базир ...

Сравнительный анализ экономических систем
Актуальность темы исследования: Экономику любой страны нельзя свести к какому-либо типу отношений, к какому-либо аспекту экономической деятельности. Все стороны экономики, все ее взаимосвязи находятся в тесном переплетении, в системе. ...