Условия возникновения

Условия возникновения монополии как неконкурентного рынка: один производитель, множество покупателей, каждый из которых приобретает лишь небольшую часть производимого товара и из-за этого слаб для воздействия на цену, товар, не имеющий субститутов.

Условия возникновения монополистической конкуренции: дифференцированный товар, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителей для сбыта своей продукции, десятки производителей, тайный сговор между которыми практически невозможен, важное значение неценовой конкуренции, несложное вступление в отрасль.

Условия возникновения монопсонии: один покупатель, заинтересованный и имеющий возможность покупать товары по низкой цене.

Условия возникновения олигополии: небольшое количество производителей, высокие барьеры для вступления в отрасль, всеобщая зависимость производителей.

Таким образом, к общим условиям возникновения неконкурентных рынков надо отнести: один или несколько производителей и множество покупателей, которые не могут формировать рыночную цену, она является заданной производителем. Этим выражается его монопольная власть, исключение составляет монопсония, в которой присутствует единственный покупатель, имеющий возможность влиять на цену. Но помимо монопсонии выделяют среди неконкурентных рынков много других рыночных структур, у которых свои условия возникновения, немного разнящиеся с общими. Об этом будет подробно изложено далее.

Другие статьи ...

Роль государства в современной экономике и экономике переходного периода
В развитии экономики во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанньм является тот факт, что экономическая эффективность ...

Демографические барьеры экономического роста
Актуальность проблемы Демографическая ситуация в Российской Федерации в настоящее время привлекает широкое внимание. В соответствии с демографическими прогнозами, Россию в ближайшие десятилетия ожидает сокращение численности насел ...