Виды неконкурентных рынков

.Монополия

Монополизм - это тип рынка, при котором конкуренция практически отсутствует. Это господство на рынке одного производителя или сравнительно небольшой группы производителей, объединившихся с целью захвата рынка, вытеснений конкурентов, продающий данный или аналогичный товар, контроля цен.

В условиях чистой монополии:

. Отрасль состоит из одного продавца.

. Отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален.

. Велики барьеры для вступления в отрасль.

. Контроль цены.

Рассмотрим их подробней:

Единственный продавец.

Монопольный рынок - это противоположность совершенно конкурентному рынку, в котором много конкурирующих продавцов предлагает однородный товар.

У покупателей, желающих потреблять товар монопольного производителя, есть только один источник предложения, который сосредоточен в руках самого продавца. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.

Уникальный товар.

Понятие чистой монополии является абстракцией конкуренция. Очень редко найдутся товары, у которых нет заменителей.

Например, в небольшом городе существует только одна компания по предоставлению оптоволоконного интернета, и никто, кроме нее не сможет предоставить эту услугу покупателям, но интернет во множестве своих применений имеет заменители.

Барьеры для входа в отрасль:

1. Действие эффекта масштаба производства;

2. Финансовые барьеры;

. Контроль над ресурсами;

. Наличие лицензии или патента;

. Прямое вмешательство государства;

6. Нечестная конкуренция

Историки утверждают, что первый патент был выдан в Англии в 1449 г., задолго до появления в стране патентного ведомства. Владельцем этого документа, который назывался тогда охранной грамотой, стал мастер Джон из Ютонаша. Он получил от короля Генриха VI такую грамоту на метод изготовления цветных стекол для витражей Итонского колледжа.

Поначалу патенты вовсе не были связаны с защитой экономических прав авторов. Грамоты монархов защищали изобретателей от обвинений со стороны церкви в занятиях алхимией или колдовством. Именно тогда родилось требование описания в патенте существа изобретения. Считалось, что колдовские тайны не могут быть изложены на бумаге для общего сведения. Публичное раскрытие секретов изобретения в патенте служило доказательством того, что автор не вступал в союз с нечистой силой.

К настоящему времени в мире выдано более 11 млн. патентов; по 8 млн. патентов сроки защиты авторских прав уже истекли, и сейчас действуют около 3 млн. патентов, нарушение которых карается по закону.

Английская фирма по производству электробритв оперативно обнаружила применение ее патента в электробритвах «Харьков», поставленных бывшим СССР в Югославию. Фирма «Компур-Верке» (Германия) потребовала от нашей страны прекращения продажи фотоаппаратов «Зенит-4» в Англии, Швеции, Япония США, поскольку ряд узлов фотоаппарата попал под действия патентов этой фирмы.

Все эти нарушения юридических прав патентовладельцев привели к судебным процессам. Надо учитывать, что штраф за нарушение патентного законодательства может разорить фирму, и тогда она мгновенно станет банкротом.

Неконкурентные рынки могут формироваться в форме «естественных монополий». Монополия в этом случае обусловлена тем, что на длительных временных промежутках средние издержки в отрасли будут минимальными, если в ней действует только одна, а не несколько конкурирующих фирм. Дж. С. Милль был первым, кто, говоря о монополии, употребил эпитет «естественная»; он подразумевал газо- и водоснабжение, дороги, каналы и железные дороги.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи ...

Сравнительный анализ экономических систем
Актуальность темы исследования: Экономику любой страны нельзя свести к какому-либо типу отношений, к какому-либо аспекту экономической деятельности. Все стороны экономики, все ее взаимосвязи находятся в тесном переплетении, в системе. ...

Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнов ...