Виды неконкурентных рынков

Среди российских ФПГ выделяются: «Интеррос», « Магнитогорская сталь», «Нижегородские автомобили».

Поэтому иногда могут существовать неконкурентные рынки не с одним производителем.

Итак, мы рассмотрели самый известный среди неконкурентных рынков вид - монополия, и выяснили, что он существует, если будет выполняться ряд условий: один продавец, выпускающий уникальный товар, контролирующий цену, и присутствие высоких барьеров для входа в отрасль. Следующим видом неконкурентного рынка является монопсония.

. Монопсония.

Обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупит, также и монопсонист - это единственный на рынке покупатель ресурса или услуги, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта достаточно мало или нет совсем. Он может влиять на цену путем изменения приобретаемого количества. При увеличении закупки, цена, которую они должны заплатить, возрастает, так как скупается значительная часть всего рыночного предложения соответствующего ресурса, монопсонист не может приобрести все необходимые ему ресурсы по одинаковой цене.

Чистая монопсония такая же редкость, как и чистая монополия.

Например, монопсония на рынке труда нередко встречается в небольших городах, где экономика города почти полностью зависит от одной крупной фирмы, предоставляющей работу основной массе населения. Если альтернативных видов труда мало (или они не идут ни в какое сравнение по оплате с работой в данной компании), то складываются условия, близкие к чистой монопсонии.

Итак, чистая монопсония и монополия схожи, но в монопсонии речь идет о единственном покупателе с монопольной властью, а не продавце. Немного другой по структуре вид рынка - олигополия.

.Олигополия.

На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их малому количеству и большим долям в выпускаемом количестве товара.

Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех продавцов на рынке.

Поэтому они вынуждены принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Эта реакция является основным фактором, определяющим решения производителя, и влияет на равновесие на олигополистических рынках.

Олигополии присущи следующие черты:

.Только несколько производителей снабжают весь рынок. Продукт, который они производят, может быть как однородным, так и дифференцированным.

2. Производители имеют очень крупные рыночные доли. А, следовательно, и влияют на цену продукции, изменяя ее наличие на рынке.

3.Взаимозависимость производителей. Продавцы всегда считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объемам продаж, размер рекламных расходов или принимают другие деловые меры.

Также необходимо отметить особенности ценообразования в условиях олигополии. Оно бывает некооперативное и кооперативное.

Кооперативное ценообразование уже было рассмотрено в качестве тайного сговора.

А в случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.

Примером такого поведения олигополистов служит процесс, названный «ценовой войной»

Ценовая война - это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи ...

Совершенствование методики формирования страхового запаса на промышленных предприятиях
Тема исследовательской работы «Совершенствование методики формирования страхового запаса на промышленных предприятиях» по дисциплине «Управление экономикой». Актуальной задачей при управлении оборотными активами производственных пре ...

Роль информации в экономике
Отличительной чертой постиндустриального общества является главенствующее значение информации для экономического и социального прогресса, что позволяет говорить об интеллектуализации экономики, об экономике, базирующейся на знаниях. Пр ...