Зарубежная экономическая антропология

Представители даже самых выдающихся школ культурной и социальной антропологии: функционализма, структурализма, субстанционизма не обладали достаточной теоретической глубиной и цельностью (универсальностью), какой обладает исторический диалектический материализм в отношении экономического детерминизма, заключающегося в первичности экономики и производственных отношений общества.

Возникшая в конце 19 в. в буржуазной экономической мысли формальная экономическая теория (маржинализм), признавая существование других экономических систем и придерживаясь идеи предельных экономических категорий, охватывала умы западных исследователей, но качественной разницы между принципами экономических систем не видела.

Поэтому французский антрополог социологической школы Марсель Мосс в кратких «Очерках о даре» в середине 20 в. используя метод точного сравнения уже пытается критически отнестись к существованию «естественной экономики» в первобытных обществах и рассматривает обмен в них как результат архаических форм договора, когда такие общества функционируют прежде всего под действием традиций, а зачатки обмена и договора - это факторы переходного общества.

Учитывая, что к началу 20 в. традиции и хозяйство маори претерпели глубочайшие изменения, на что Мосс не указывает, для серьёзного исследования ему как минимум потребовалось бы значительно большее число респондентов.

В сообщении одного информатора-маори, записанного Элсдоном Бестом в 1909 г. об одухотворённости вещи «хау», Мосс торжественно находит архаическое отношение частной собственности хозяина к вещи, хотя сам же пишет об размытости границ понятия «хау», относящегося прежде всего к земле, лесу и дичи, которые в доколониальной традиции маори принадлежали племени.

Мнение Мосса, которое он перенял от Вана Оссенбрюггена, что дары людям и богам в традиционных культурах преследуют цель купить мир с теми и другими, указывает на то, что западные антропологи в середине 20 в. продолжают исследовать архаические экономические отношения рыночными категориями, а значит они только приблизились к границам экономического формализма.

Мосс отличает деньги примитивного обмена (куски меди, раковины и тд.) от денег капиталистической системы, наделяя их экономической и магической сущностью. Значение второй сравнивает со значением талисмана, а первую сущность приравнивает к стоимости, которая для определения ценности продуктов традиционных хозяйств не подходит. С утверждение трудовой теории стоимости в 18, 19 веках, известно понятие стоимости - это заложенный в вещи общественный труд, соответствующий развитым экономическим отношениям.

Дальше всех в изучении первобытной экономической деятельности зашли исследования функционалистов, начиная от работ Б. Малиновского, и субстантивистов с ведущим из них антропологом К. Поланьи. Маршалл Салинз в монографии «Экономика каменного века» 1972 г. подвёл своеобразный итог общих теоретических усилий всех западных школ в области экономической антропологии.

Малиновский, рассматривая обменную часть т.н. престижной экономики традиционных тихоокеанских обществ, ввёл термин «реципрокность» от латинского «reciproco», значащий «возвращаться назад, двигать взад и вперёд». Своеобразный обычай раздаривания имущества рассматривалась им как основополагающая функция культуры, с чем нельзя было согласиться.

Например, отечественный этнограф Окладникова Е. А. считает, что традиция престижного обмена и расточительства первобытной знати, называемая «потлач», являлась всего лишь стимулом к развитию производительных сил традиционного общества, и, например, благоприятно отразилась в достижениях декоративно-прикладного искусства Северо-западного побережья Америки.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Выявление наличия тренда в рассматриваемых рядах
Общая характеристика исследуемой совокупности Таблица 1 Исходные данные Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 ...

Статистико-экономический уровень и эффективность производства животноводства
животноводство народный российский типологический Тема курсового проекта- статистико-экономический уровень и эффективность производства животноводства. Животноводство - одна из важнейших отраслей народного хозяйства. От животноводства л ...