Зарубежная экономическая антропология

Аверкиева Ю. П. нашла в обычае потлача североамериканских индейцев раннюю форму существования частной собственности на имущество, которую периодически традиционно следовало обязательно раздавать.

Бронислав Малиновский отметил, что формальная экономическая теория для изучения первобытной престижной экономики совершенно не подходила, с чем нельзя не согласиться.

Основатель субстанционализма Карл Поланьи в середине 20 в. наряду с другими антропологами задаётся проблемами социально-культурной катастрофы институтов первобытных обществ, которым навязывают рыночную экономику. В связи с чем Поланьи усматривает принципиально различные экономические связи и вот каким образом классифицирует основные способы экономической интеграции вообще: реципрокация, редистрибуция и рыночный обмен. Редистрибуция - это традиционный сбор вождём продукции с домохозяйств своего селения, понимаемая исследователями как форму реципрокности - централизация её.

Советский этнолог Аверкиева Ю. П. относит взгляды и методы Салинза к к американской школе неоэволюционизма, основоположником которого в середине 20 в. был Уайт. В работе «Экономическая антропология» 1989 г. Семёнов Ю. И. определяет теоретические взгляды Салинза как субстантивистские.

М. Салинз, принимая терминологию классификации традиционных экономических отношений, применяемые Малиновским и Поланьи, дорабатывает идею «реципрокации», определяя её три формы: генерализированную с нечётким по времени и эквивалентности возвращением дара или услуги, сбалансированную с противоположным смыслом и негативную со стремлением получить что-либо без отдачи.

Усматривая необходимость теоретического сведения выработанных антропологами научных представлений о первобытных экономических культурах и признаваясь даже по сути в недееспособности ряда антропологических школ оказывается в теоретическом тупике. По его словам: «стала очевидной абсолютная неизощрённость антропологической экономики». Салинз, сводя поздние многочисленные этнографические данные разных исследователей Ѕ 20 века, пытается найти в щедрых и твёрдых традициях партнёрского или товарищеского обмена, со стабильным курсом предложения и спроса обмена, суть теории стоимости первобытного общества.

По мнению Семёнова Ю. И., в первобытном обществе нет такой формы общественных отношений вещей как при капитализме, и какой её понимал К. Поланьи, остальные субстантивисты и исследователи других школ. Рассматривая экономические связи традиционных обществ, Поланьи принял экономические и вообще все отношения первобытного общества за волевые, т. е. моральные, производные от сознания отношения. Т. е. в престижной экономике, по их мнению, вся жизнедеятельность общества происходит по воле их вождей, когда мораль первобытного лидера - это форма общественного сознания и общественной воли первобытного общества, уходящая корнями в производственные отношения.

Семёнов Ю. И. в 1993 г. утверждает, что разработанной экономической теории первобытных обществ ни в зарубежной антропологии ни в отечественной этнологии не существует. Он разрабатывает эту теорию в своей монографии «Экономическая этнология», которую мы рассмотрим в следующем параграфе Семёнов Ю. И. в полной мере применяет теорию и методы исторического диалектического материализма, разработанного основоположниками этого учения Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом во второй половине 19 в. и позже их последователями.

Исторический диалектический материализм состоит из трёх основных научных областей: философии, политической экономии и научного социализма. Философия исторического материализма - это синтез материализма Фейербаха с диалектикой и элементарной логикой, выработаными из объективного идеализма Гегеля. Диалектика, состоящей из трёх законов: борьбой противоположностей, переход количества в качество и отрицания отрицаний, обуславливает объективное развитие общества.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Системная неустойчивость и альтернативы развития украинской экономики
украинский Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. вынудил правительства всех стран активно разрабатывать меры, направленные на оживление деловой активности в национальных хозяйствах. На сегодняшний день в отечественной нау ...

Социальная политика государства
Отличительной чертой современной рыночной экономики является ее социальная направленность. С одной стороны, развитие экономики позволяет осуществлять более многообразные и дорогостоящие социальные программы, а с другой - решение социал ...