Отечественные разработки экономической этнологии

Законы общественно-экономических или производственных отношений как и законы природы существуют объективно, т. е. независимо от знания и воли людей, лежат в основе диалектико-материалистической теории истории. Эти отношения являются первичными, они порождают общественное сознание и отражаются в нём, а уровень развития производительных сил общества (рабочая сила и средства производства со средствами и предметами труда) определяет тип социально-экономической системы общества, которая или которые составляют её общественно-экономическую формацию.

А исследование любой общественно-экономической формации стоит перед задачей создания соответствующей ей экономической теории. Политико-экономическая наука в широком смысле - это наука о всех вообще экономических системах. В узком смысле она определяет, например, что труд наряду с капиталом - важнейший фактор производства материальных благ и услуг в условиях капиталистического способа производства. Хотя формальная экономическая теория в факторы производства добавляет ещё и землю, не усматривая за ней капитал.

Помимо технико-организационного аспекта экономической характеристики этнических групп, другие отечественные трасологические исследователи Семёнов С. А. в соавторстве с Коробковой Г. Ф. утверждают, что труд имеет социально-экономический аспект, который «проявляется в связях и отношениях между трудом индивида и трудом всего общества. Именно он отражает основные черты общественных отношений, при которых совершается труд» [Семёнов С. А. Коробкова Г. Ф. Технология древнейших производств.Л, Наука, - 1983. 256 с. - С. 3]. И далее: «Одним из основных факторов развития культурно-исторического процесса следует считать организацию трудовой деятельности, обусловившей прогрессивную эволюцию древнейших производств».

Последние заложили производственные основы современного общества. Под производством исследователи понимают совокупность четырёх взаимосвязанных процессов: технического (передача или превращение одного вида энергии в другой), технологического (превращение исходного сырья в готовый продукт), организационного (координация всех элементов производства во времени и пространстве) и экономического (координация интересов субъекта производства и народного хозяйства), образующих единое целое.

Наши далёкие предки вначале инстинктивно чувствовали, а позднее и осознавали, что общественное единство при использовании орудий труда является лучшей гарантией их жизнеспособности. Трасологи утверждают, что «единство, взаимопомощь, рациональная расстановка индивидуалных условий в общеполезной деятельности - главные принципы социальной жизни, обеспечившие тот неповторимый в истории процесс, который мы называем антропогенезом. Сюда следует ещё добавить чрезвычайно важный момент социально-экономического и технического прогресса - межгрупповые контакты палеолитических охотников и собирателей с соседями» при всех своих этнических особенностях и внешней отчуждённости. «Предметы материальной культуры, в первую очередь орудия производства, очень рано стали выполнять функции социально-экономического эквивалента. Орудия производства «несмотря на локальные отличия, создавались согласно одним и тем же законам, общим для всех областей и стран, были понятны и приемлимы повсюду». Об этом свидетельствуют многие факты, в том числе и разветвлённый обмен у австралийцев, охватывающий почти весь континент.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи ...

Совокупный спрос и совокупное предложение
Ключевой проблемой экономической теории и экономической политики любого государства является макроэкономическое равновесие, поэтому рассмотрение этой проблемы имеет первостепенное значение как с теоретической, так и с практической точе ...

Исследования рынка жилья в Москве в районе станции метро Крылатское
Имеются данные (таб. 1.1) о продаже квартир на вторичном рынке жилья в Москве в районе станции метро «Крылатское» в марте 2006 г. (газета «Из рук в руки»). Таблица 1.1 № У Х1 Х2 ...