Краткая доколониальная история маори до начала 19 в. Традиционные: хозяйство, общинное землепользование и социально-экономические отношения маори

Семёнов отмечает, что ванау являлось основной экономической группой, хотя известно об индивидуальном землепользовании члена расширенной семьи, которому она помогала.

И вообще не было такого, чтобы одна семья голодала, что указывает на наличие в хапу маори по классификации Семёнова помогодачи. Пища являлась в первобытном обществе, в т. ч. и у маори главной ценностью и благом, и добытая ими совместным трудом она распределялась согласно потребностям членов хозяйственной группы, но уже с учётом вклада в общее производство каждого.

Семёнов сообщает о трёх основных ранжированных социальных группах маори: наследственные вожди и аристократия, коммонеры и рабы. Вождь хапу назывался «рангатира», а вождь старшей хапу был одновременно и вождём племени - «арики», которые получали подарки от всех, ищущих его милость. Но в более глубокой древности арики сам приглашал разных членов разных хапу потрудиться в его лесах или поставить ему продовольствие, причём богатого рантагира высокого ранга это могло не касаться.

Редистрибуция между вождём и коммонерами, обусловленная их подарками вождю и обратного возвращения им отплаты. Но по мнению Семёнова обратный поток ценностей из центра на периферию уступал прямому потоку, в чём обнаруживается специфическая форма эксплуатации.

Общинный вождь часто сам был мастером изготовления оружия, украшений и произведений искусства, как, например, резьба по дереву. Основным источником его материального богатства - пищи, являлся труд его собственного домохозяйства. Труд у маори был почётным делом.

Землепользование хапу осуществлялось в рамках строго очерченной своей территории земли племени, должностным частным собственником земли общины был рангатира. Земля хапу была распределена между семьями и индивидами, пользовавшимися своим участком в одиночку, но иногда с помощью своих семей. Т. о. общинная собственность на землю уже была расщеплённой.

Помимо поло-возрастного разделение коллективного труда маори, функции которого Бутинов свёл в таблицу, существовали узкие специалисты своего дела - это резчики, строители домов, татуировщики и др. ремесленники, а также специалисты по определению гениалогии. Последние были необходимы, поскольку бщество хапу было строго ранжировано по старшинству предков и гениалогическому расстоянию до первопоселенцев маори. Жрецы входили в число тохунга и были освобождены от земледелия. Рабы принадлежали главным образом вождям. Они готовили и подавали пищу.

Племена маори были разобщены и независимы. У них было довольно сложное социальное предклассовое устройство. Богатая родовая знать - это вождь хапу со своими близкими родственниками, из которых была главная знатная жена и несколько жён для работы, средний слой и зависимые бедняки или «тутуа» - подчинённые. Домашние рабы были абсолютно зависимы от хозяев, составляли значительное подспорье в домашнем хозяйстве вождей и придавали им престиж, поэтому войны с целью завладения рабской рабочей силой между племенами были частым явлением .

Бутинов также утверждает, что землёй хапу распоряжался хозяин земли (семьи) и вождь хапу, но последний не мог сам продать общинную землю. Под влиянием колониализма некоторые редкие вожди делали этот последний шаг к отчуждению. Но в порядке взаимопомощи (помогодачи) общинники уже обрабатывали чересполосные и вкраплённые земельные участки вождей. Это были бескорыстные, неограниченные обязательства социальной взаимопомощи родственной общины между её членами, проявлявшиеся к 19-му веку чаще всего для знати, но ремесленникам за работу нужна была плата.

Наследственность социального положения, редистрибутивные отношения вождя и общинников маори ещё не привели к их предклассовое общество к образованию вождеств. Но Бутинов отмечает, что архаический обычай запретов «тапу» (табу), связанных с половозрастными запретами, перерос в отдельные табуации. Например, в защиту сложного имущества вождя или пищевую табуацию рядовых общинников. Наказание за нарушение обычая состояла в следующем обычае изъятия ценностей. Социальная дифференциация чётко давала о себе знать и таким обычаем как «муру» - расхищения имущества «провинившегося» богача в том числе своими же родственниками и соседями с целью возвращение его в нуждающееся и более зависимое от вождя состояние. При всём этом имелось ввиду, что наказывает не вождь со своей командой родственников и прочей прислуги, а - боги.

Семёнов подробно классифицирует первобытные экономические оношения маори. Помимо помогодачи, у тесно взаимодействующих маори существовал дачевозврат, заключающийся в возвращении взятой на время чужой свободной от применения вещи в использование даже без спросу.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Статистические показатели
В современном обществе, во время перехода к рынку, важно принятие рациональных управленческих решений. Для этого необходимо проводить анализ хозяйственной деятельности организаций, экономики в целом. Это позволяет делать статистика. О ...

Государственное регулирование иностранных инвестиций в России
Россия чрезвычайно богата природными ресурсами и обладает давними научно-исследовательскими, промышленными и культурными традициями. Она является крупнейшим на планете поставщиком нефти, природного газа, минералов, драгоценных металло ...