Сущность и значение инновационного потенциала региона в современных условиях

Таким образом, вне привязки к конкретной сфере, потенциал можно рассматривать как способность материи переходить от возможности к реальности, от одного состояния в другое (например, от старого к новому) [6]. При этом потенциал - это мера единства достигнутого, которое может быть использовано с определенной целью, и возможного, т. е. достижимого при определенных условиях.

В отношении категории «инновация» также можно заметить, что она не имеет единого общепризнанного трактования. Приведем некоторые примеры определений.

Под инновацией (англ. innovation - нововведение, новаторство) понимают «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой новшество, которого не было раньше, новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т. п.

В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. Такая классификация представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Классификация инноваций

Признак классификации

Собственно классификация

Степень радикальности (новизна, оригинальность и пр.)

1.Радикальные (пионерные, базовые и пр.) 2. Ординарные (новые технические решения, изобретения) 3.Усовершенствующие (модернизация)

Характер применения

1.Продуктовые 2.Процессные (операционные)

Стимул появления (источник)

1.Вызванные развитием науки и техники 2.Вызванные потребностями производства 3.Вызванные потребностями рынка

Место в системе (на предприятии, в фирме)

1.Инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.); 2.Инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); 3.Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).

Назначение инновации

1. Для производителя и потребителя 2. Для общества в целом 3. Для локального рынка

Применительно к экономике инновационность рассматривается как следствие традиционной рыночной практики, как следствие конкуренции на рынке товаров и услуг. В хозяйственной сфере инновационность не может существовать без рынка. Она неразрывно связана со способностью общества порождать перемены. Являясь исходным условием необходимых перемен, сам рынок между тем не приводит в движение инновационные процессы в нужных масштабах, не обеспечивает их устойчивости. Необходимы определенные культурные изменения, которые бы закрепили на уровне общества предприимчивость, изобретательность и оперативность. Речь идет о переменах в стереотипах мышления.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи ...

Анализ уровня и динамики финансовой деятельности предприятия
В развитии современной рыночной экономики возрастает роль анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, как базы для принятия стратегических управленческих решений. Активное развитие всех отраслей экономики Российской Феде ...

Статистико-экономический анализ труда и его оплаты в животноводстве на примере ОАО Агрохим-Прибой Граховского района Удмуртской республики
Переход к рыночной экономике заставляет хозяйства избавляться от «лишней» рабочей силы. При этом сокращение численности происходит за счет роста профессионального мастерства. Отсюда проблема занятости сельского населения становится осо ...