Организационно-экономические и нормативно-правовые основы формирования и эффективного использования инновационного потенциала на региональном уровне

В современном мире экономическое развитие большинства государств эффективных с точки зрения производительности труда и темпов экономического роста связано с формированием в них черт постиндустриальной экономики. Это сложный процесс, вызывающий трансформацию всех общественных институтов. Для постиндустриальных экономик характерно доминирование сектора услуг в валовом внутреннем продукте (объем производства услуг превышает 50 % ВВП).

По мнению некоторых авторов, рост сектора услуг является следствием процесса глобализации и технологического прогресса, который в свою очередь обеспечивает рост производительности труда. Важно, что рост производительности труда обеспечен прежде всего явлением возрастающей отдачи на масштаб производства, которое предполагает, что увеличение затрат на производство ведет к непропорционально большему росту выпуска. В отраслях связанных с производством новых знаний, возрастающая отдача возникает лишь на отраслевом уровне, вызывая процессы кластеризации производства. Подобные организационные и технологические изменения в 1990-х годах внесли наиболее существенный вклад в процесс экономического роста и привели к тому, что государства стали остро осознавать важность технологических изменений и знаний. В начале 21 века знание и технология становятся мощным конкурентным преимуществом в борьбе за темпы экономического роста и одним из внутренних резервов национальных экономик. Вновь возникающие за счет инновационных технологий продукты приводят к расширению рынка, позволяют создавать прибыль, превышающую среднеотраслевые показатели и превышающую норму прибыли характерную для экономики в целом.

Именно этим объясняются экономические достижения стран производящих высокотехнологичные и инновационные продукты. Кроме того, глобализация приводит к необходимости конкурировать вне традиционных государственных границ за финансы, рынки сбыта и людские ресурсы. В результате конкурентоспособность экономики в целом определяется способностью продуцировать относительно более высокую норму прибыли на капитал и на человеческий труд (производительность труда). В реалиях сегодняшнего дня этот эффект достигается лишь в высокотехнологичных отраслях.

Для того чтобы реализовать резерв, заложенный в инновационном росте, и не проиграть технологическую гонку общество переходит на принципиально иной уровень организации общественного производства. В условиях новой экономики качество экономического роста обеспечивается за счет инвестиций в так называемые «нематериальные» экономические активы:

в исследования и разработки (НИОКР);

повышение инновационной активности;

в образование и повышение квалификации экономического активного населения.

Таким образом, основной целью инновационной политики республики является повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства.

Основными задачами государства в сфере инновационной политики являются:

формирование нормативной правовой базы инновационной деятельности, стимулирующей ее активность;

финансовая поддержка инновационной деятельности, создание условий для сохранения и умножения инновационного потенциала республики;

формирование и содействие развитию инновационной инфраструктуры;

подготовка кадров, ориентированных на инновационную деятельность.

Базовым условием осуществления таких инвестиций является активное вмешательство государства в создание институциональных условий для развития экономики основанной на знании. Таким образом, достигается более высокая степень организации экономической жизни общества. Одним из наиболее ярких проявлений подобной организации является создание национальных инновационных систем (НИС) существующих в рамках новой сетевой модели развития знаний [17].

Законодательным базисом инновационной деятельности в РБ является определенная система нормативно-правовых актов (НПА), схематически она представлена на рисунке 1.3.Всебелорусское народное собрание, одобрив Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, подтвердило необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной экономики - экономики, основанной на знаниях.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи ...

Демографические барьеры экономического роста
Актуальность проблемы Демографическая ситуация в Российской Федерации в настоящее время привлекает широкое внимание. В соответствии с демографическими прогнозами, Россию в ближайшие десятилетия ожидает сокращение численности насел ...

Статистико-экономический анализ производства зерна в Тамбовской области
Актуальность работы определяется сохранением важной роли сельского хозяйства в современной России и необходимости статистического изучения производства отдельных видов продукции, а именно производства зерна. В настоящее время произв ...