Организационно-экономические и нормативно-правовые основы формирования и эффективного использования инновационного потенциала на региональном уровне

формирование инновационной инфраструктуры;

развитие инновационного предпринимательства;

развитие финансовой инфраструктуры;

создание мотивационного механизма инновационной деятельности;

развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

подготовка кадров для инновационной деятельности;

модернизация экономики на основе технологических инноваций;

государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов НИС.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (далее - НСУР2020) предполагает оптимизацию использования инновационного и научно технического потенциала Республики Беларусь на всех уровнях государственного управления.

Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития экономики, постепенное повышение конкурентоспособности результатов отечественных научных исследований и разработок, ускорение их использования в интересах человека, экономики и окружающей среды.

Концепцией национальной инновационной системы (НИС) определено, что научно-техническая и инновационная политика Беларуси должна обеспечить оптимальные условия для интеграции науки, производства и образования в интересах развития инноваций, опираясь на национальные особенности и традиции. Основные стратегические задачи государственной политики, обеспечивающие устойчивое развитие экономики за счет использования новых знаний, состоят в следующем:

трансформация, наращивание и укрепление научно-технического потенциала, развитие приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований и разработок. Определяющими здесь являются показатели затрат на ИР и кадровый потенциал науки. Отношение затрат на ИР к ВВП как показатель возможностей государства инвестировать в производство и использование знаний в ближайшие годы необходимо довести до 3%;

повышение эффективности использования научно-технического потенциала.

Следующим звеном национальной нормативно-правовой базы инновационной деятельности является Государственная программа инновационного развития РБ на 2007-2010 гг. (утвержденная Указом Президента Республики Беларусь 26.03.2007 № 136) [20], в которой определены цели, задачи и основные направления построения Национальной инновационной системы.

Государственная программа направлена на достижение главного приоритета страны - перевода национальной экономики в режим интенсивного развития в рамках белорусской экономической модели и определяет цели и задачи инновационного развития экономики, направления, механизмы и средства их реализации. Ее основа - поэтапное построение Национальной инновационной системы Республики Беларусь - современной институциональной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни белорусского общества.

Систему управления инновационным развитием на отраслевом уровне целесообразно представить схематически в приложении Б.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы [20], утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92, 1/7667) предусмотрено сохранение положительной динамики показателей промышленной и социальной сфер Гомельской области. Однако, несмотря на наметившиеся положительные тенденции в социально-экономическом развитии Гомельской области, современный этап функционирования экономики характеризуется наличием ряда проблем и ограничений роста. Наиболее существенным из них являются следующие:

высокий уровень физического и морального износа активной части основных производственных фондов, который является одним из основных факторов, ограничивающих выпуск современной конкурентоспособной продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи ...

Роль государства в современной экономике и экономике переходного периода
В развитии экономики во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанньм является тот факт, что экономическая эффективность ...

Статистико-экономический анализ производства зерна в Тамбовской области
Актуальность работы определяется сохранением важной роли сельского хозяйства в современной России и необходимости статистического изучения производства отдельных видов продукции, а именно производства зерна. В настоящее время произв ...