Направления формирования и использования инновационного потенциала Гомельской области на период до 2015 года

В настоящее время инновационное становление региона - неотъемлемая часть его социально-экономической и инновационной политики, содержанием которой является создание государственными органами необходимых правовых, экономических, организационных и иных условий для инновационной деятельности, а также способов воздействия республиканских органов государственного управления и органов местного управления на субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности.

При этом региональные органы формируют новую парадигму регионального саморазвития на основе учета интересов региона. Инновационное развитие территории в настоящее время, в первую очередь, ориентируется на эффективное решение проблем, к числу которых относятся использование имеющегося материально-технического, сырьевого и трудового потенциалов, удовлетворение потребностей внутреннего рынка.

Рассматривая инновационную деятельность как объект региональной инновационной политики, остановимся на основных её направлениях и задачах в управлении инновационным потенциалом региона. Инновационный потенциал, как часть социально-экономического потенциала, включает научно-технологический и институциональный потенциал, создающий в совокупности условия для осуществления инновационной деятельности с целью роста конкурентоспособности региона. Без сохранения и развития инновационного потенциала территории невозможно реализовать стратегические и тактические цели развития региона. Поэтому задача региональных органов управления на современном этапе состоит в разработке комплекса мер, направленных на совершенствование организационно-экономических механизмов управления инновационным развитием подведомственных административно-территориальных единиц.

С учетом современного состояния и тенденций социально-экономического развития Гомельской области можно выделить следующие важнейшие направления формирования и эффективного использования инновационного потенциала региона:

совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности (положения, областные законы, постановления и т.д.);

внедрение в практику стимулирования инновационной деятельности информационно-аналитических и программных разработок (формулирование промышленной политики, внедрение программ качества и развития инноваций);

решение финансово-экономических вопросов обеспечения инновационной деятельности (диверсификация источников финансирования инноваций);

развитие инновационной инфраструктуры путем создания научно-информационных и технических центров, технопарков и др.

Особенности и условия, необходимые для формирования и реализации инновационной политики в каждом регионе, определяются спецификой инновационного потенциала региона.

Одним из инструментов формирования конкурентоспособности регионов являются территориальные научные сообщества, а также малые наукоемкие компании, заинтересованные в доступе к результатам научных исследований, которые впоследствии превращаются ими в технологические инновации. Кроме того, ключевым для всех участников регионального инновационного рынка является подготовка квалифицированных кадров, которые в свою очередь представляют собой основной результат деятельности университетских комплексов.

Важнейшим элементом региональной инновационной политики является корреляция научно-образовательной деятельности, проводимой в регионе, с потребностями его социально-экономического развития. Для обеспечения требуемого качества этой деятельности наиболее прагматичным становится развитие в регионах тех направлений научных исследований, которые обеспечивали бы разработку и внедрение критических технологий для приоритетных, регионообразующих производств и подготовку высшей школой профильных специалистов для этих научно-индустриальных кластеров.

Прозрачная информационная среда является также одним из важнейших катализаторов формирования регионального инновационного потенциала. Она создает предпосылки для расширения кооперации между различными категориями участников территории, а также внешними заказчиками и инвесторами. Создание единого информационного пространства в экономике региона, как одного из направлений совершенствования организационно-экономических механизмов управления инновационным развитием территории, будет способствовать формированию информационного рынка и координации интересов всех категорий хозяйствующих субъектов. Для Гомельской области целесообразным является создание единого информационного ресурса, содержащего свод информации затрагивающей правовой, экономический и социальный аспекты инновационной деятельности. Существование данного ресурса, позволит исключить ситуации отказа от инноваций, обусловленных недостаточностью информации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи ...

Современные функции денег и особенности их проявления в экономике России
Чертой современного общества является всеобщий характер товарно-денежных отношений и господство главным образом кредитных денег, что обусловило изменение их функций. Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, ка ...

Сравнительный анализ федеральных и международных стандартов оценки собственности
Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности и возрождению собственника, к увеличению количества объектов собственности в хозяйственном обороте. У каждого, кто задумывается реализовать свои права собст ...