Направления формирования и использования инновационного потенциала Гомельской области на период до 2015 года

В настоящее время инновационное становление региона - неотъемлемая часть его социально-экономической и инновационной политики, содержанием которой является создание государственными органами необходимых правовых, экономических, организационных и иных условий для инновационной деятельности, а также способов воздействия республиканских органов государственного управления и органов местного управления на субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности.

При этом региональные органы формируют новую парадигму регионального саморазвития на основе учета интересов региона. Инновационное развитие территории в настоящее время, в первую очередь, ориентируется на эффективное решение проблем, к числу которых относятся использование имеющегося материально-технического, сырьевого и трудового потенциалов, удовлетворение потребностей внутреннего рынка.

Рассматривая инновационную деятельность как объект региональной инновационной политики, остановимся на основных её направлениях и задачах в управлении инновационным потенциалом региона. Инновационный потенциал, как часть социально-экономического потенциала, включает научно-технологический и институциональный потенциал, создающий в совокупности условия для осуществления инновационной деятельности с целью роста конкурентоспособности региона. Без сохранения и развития инновационного потенциала территории невозможно реализовать стратегические и тактические цели развития региона. Поэтому задача региональных органов управления на современном этапе состоит в разработке комплекса мер, направленных на совершенствование организационно-экономических механизмов управления инновационным развитием подведомственных административно-территориальных единиц.

С учетом современного состояния и тенденций социально-экономического развития Гомельской области можно выделить следующие важнейшие направления формирования и эффективного использования инновационного потенциала региона:

совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности (положения, областные законы, постановления и т.д.);

внедрение в практику стимулирования инновационной деятельности информационно-аналитических и программных разработок (формулирование промышленной политики, внедрение программ качества и развития инноваций);

решение финансово-экономических вопросов обеспечения инновационной деятельности (диверсификация источников финансирования инноваций);

развитие инновационной инфраструктуры путем создания научно-информационных и технических центров, технопарков и др.

Особенности и условия, необходимые для формирования и реализации инновационной политики в каждом регионе, определяются спецификой инновационного потенциала региона.

Одним из инструментов формирования конкурентоспособности регионов являются территориальные научные сообщества, а также малые наукоемкие компании, заинтересованные в доступе к результатам научных исследований, которые впоследствии превращаются ими в технологические инновации. Кроме того, ключевым для всех участников регионального инновационного рынка является подготовка квалифицированных кадров, которые в свою очередь представляют собой основной результат деятельности университетских комплексов.

Важнейшим элементом региональной инновационной политики является корреляция научно-образовательной деятельности, проводимой в регионе, с потребностями его социально-экономического развития. Для обеспечения требуемого качества этой деятельности наиболее прагматичным становится развитие в регионах тех направлений научных исследований, которые обеспечивали бы разработку и внедрение критических технологий для приоритетных, регионообразующих производств и подготовку высшей школой профильных специалистов для этих научно-индустриальных кластеров.

Прозрачная информационная среда является также одним из важнейших катализаторов формирования регионального инновационного потенциала. Она создает предпосылки для расширения кооперации между различными категориями участников территории, а также внешними заказчиками и инвесторами. Создание единого информационного пространства в экономике региона, как одного из направлений совершенствования организационно-экономических механизмов управления инновационным развитием территории, будет способствовать формированию информационного рынка и координации интересов всех категорий хозяйствующих субъектов. Для Гомельской области целесообразным является создание единого информационного ресурса, содержащего свод информации затрагивающей правовой, экономический и социальный аспекты инновационной деятельности. Существование данного ресурса, позволит исключить ситуации отказа от инноваций, обусловленных недостаточностью информации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи ...

Современные функции денег и особенности их проявления в экономике России
Чертой современного общества является всеобщий характер товарно-денежных отношений и господство главным образом кредитных денег, что обусловило изменение их функций. Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, ка ...

Исследование функционирования регионального рынка труда (на материалах Главного статистического управления Гомельской области)
В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. Он является одним из основных индикаторов состояния экономики. Это социально-экономическая подсистема в системе рыночных отношений, базирующейс ...