Направления формирования и использования инновационного потенциала Гомельской области на период до 2015 года

Одним из направлений развития инновационного потенциала регионов Беларуси является развитие инновационной инфраструктуры, в том числе создание бизнес-инкубаторов и офисов коммерциализации разработок. Формирование инновационной инфраструктуры способствует организации региональной информационной сети инновационных разработок, новых видов финансирования инновационной деятельности, создания условий промышленным предприятиям всех форм собственности для внедрения в производство инновационной продукции.

На региональном уровне следует выделять инфраструктуру создания и использования инновационного продукта в регионе, которая организационно представляет собой комплекс взаимосвязанных мер региональных органов управления, направленных на создание институтов права, финансово-экономических институтов, научно-технических и образовательных институтов. Первостепенной задачей элементов инфраструктуры является создание и поддержание устойчивых хозяйственных и экономических связей субъектов регионального рынка. Поэтому инфраструктурный фактор в развитии регионов выполняет функцию формирования условий развития инновационной региональной экономики. Инфраструктура должна обеспечивать базу для вовлечения результатов научных исследований в экономический оборот, прежде всего в вопросах охраны, распоряжения и использования прав на интеллектуальную собственность, быстрой передачи полученных результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом в предпринимательский сектор для производства и вывода на рынок новых наукоемких товаров и услуг, так называемой коммерциализации. Исходя из этого, целью формирования региональной инфраструктуры является эффективное функционирование системы управления инновацией в регионе, что приводит к образованию ее отдельных элементов, которые выполняют свойственные им функции, при этом их деятельность должна быть взаимосвязанной и скоординированной, именно в этом случае достигается максимальный экономический эффект региона. Для инновационной среды Гомельского региона характерно состояние отдаленности научного сектора и производства (конечного потребителя инноваций). Поэтому создание эффективной инновационной инфраструктуры как связующего звена между наукой и производством является необходимым условием использования инновационного потенциала региона. На протяжении ряда лет на территории Гомельской области проводится системная целенаправленная политика формирования инновационного потенциала. Запущен проект Гомельского технопарка, активно функционирует свободная экономическая зона, происходит развитие иных объектов инновационной инфраструктуры.

В настоящее время в республике и регионах реализуется ряд мер по формированию комплекса условий и предпосылок успешного инновационного развития. Приняты отдельные законы и нормативные акты по регулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности, реализуются региональные научно-технические программы. Облисполкомами и Минским горисполкомом созданы инновационные фонды, формируется в регионах структура управления инновационным развитием и др. Однако, разработка организационно-экономического механизма управления инновационным развитием региона требует комплексного программного подхода. В связи с вышесказанным, в Беларуси, в соответствии с планом мероприятий Государственной Программы инновационного развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, разработана Программа инновационного развития регионов. В рамках этой Программы, с учетом анализа социально-экономического и инновационного развития регионов, оценки республиканских тенденций научно-технического развития, сформирован план инновационных мероприятий по каждому региону, обоснованы важнейшие их направления и приоритеты.

Основным направлением совершенствования системы управления инновационным развитием Гомельской области является создание структур, основанных на использовании методов государственно-частного партнерства. Эти методы повышают эффективность управления на региональном и микроуровнях и содействуют активизации инновационной деятельности в кластерах и повышению конкурентоспособности как кластеров и их субъектов, так и региона и национальной экономики в целом.

В качестве органа государственного регулирования процесса кластеризации в области планируется создать комиссии по кластерам при областных комитетах по экономике на общественных началах, куда войдут ведущие ученые и специалисты организаций кластерной инфраструктуры (центра поддержки предпринимательства, промышленной ассоциации, торгово-промышленной палаты, центра маркетинга), а также руководящие работники исполнительных и распорядительных органов управления на местах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи ...

Кривые безразличия
Анализ кривых безразличия относится к разделу микроэкономики, анализу поведения потребителя. Анализ основывается на теории полезности товаров, который глубоко проработан как отечественными, так и зарубежными учеными. Принимая во вни ...

Государственная и муниципальная форма собственности
Собственность принадлежит к числу понятий, вокруг которых на протяжении многих веков ведется борьба не только в теоретическом плане, но и путем социальных потрясений, которые одной из главных своих причин имеют в конечном счете попытки ...