Направления формирования и использования инновационного потенциала Гомельской области на период до 2015 года

Определены основные задачи комиссии по кластерам:

организационная поддержка процессов внесения изменений в законодательство Республики Беларусь, направленных на развитие кластеров в регионе;

оценка деятельности по созданию кластеров и повышению их конкурентоспособности с учетом изменяющихся экономических и политических условий;

содействие в преодолении административных барьеров в организации и развитии кластеров в регионе;

обеспечение коммуникаций и взаимодействия субъектов кластеров с ведомствами и органами государственного управления в вопросах государственного регулирования и предоставления льгот кластерам.

Коллегиальное управление кластерами предлагается в виде создания саморегулирующихся форм. Зарубежный опыт свидетельствует об использовании различных организационно-правовых форм юридического органа управления кластерами: промышленные ассоциации, общественные объединения, общества с ограниченной ответственностью, государственно-частные товарищества, акционерные общества.

Наиболее приемлемой юридической формой организации кластеров в Гомельской области является ассоциация, поскольку она обеспечивает: достижение общих целей участников объединения, производственно-хозяйственную самостоятельность и имущественную независимость членов, решение образовательных и научных задач и низкие барьеры при входе для субъектов.

Источниками финансовых ресурсов ассоциации являются вступительные и членские взносы участников, гранты международных организаций на целевые проекты, бюджетные средства (в рамках проектов государственно-частного партнерства), а также добровольные пожертвования других предприятий и организаций. Членство в промышленной ассоциации добровольное. Из этого следует, что ассоциация не тождественна кластеру по количественному составу участников.

Организационная структура ассоциации включает следующие структурные подразделения и исполнителей: правление, дирекция, бизнес-информационный центр, центр инжиниринга и трансфера технологий, образовательный центр, координаторы кластеров, юрист, бухгалтерия.

Для финансового обеспечения государственно-частного партнерства в развитии науки и образования предполагается использовать следующие формы взаимодействия:

предоставление местными органами управления из областного инновационного фонда грантов на разработку новых технологий в кластере;

частичное возмещение субъектам кластера затрат на обучение и переподготовку персонала кластеров посредством предоставления субсидий из местного бюджета;

выделение государственных средств на поддержку высокоэффективных

инвестиционных проектов кластеров на конкурсной основе;

подготовка донорских проектов для кластеров;

предоставление государственных гарантий коммерческим банкам под

инвестиционные проекты субъектов кластера;

финансирование проектов создания инновационной инфраструктуры в регионе;

создание дополнительных субъектов финансовой инфраструктуры (ипотечный банк, кредитные союзы для членов кластера, фонды поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере, венчурные инвестиционные фонды).

В качестве организационных форм поддержки кластеров комиссией по кластерам Гомельского облисполкома предполагается использовать следующие:

лоббирование интересов кластеров перед другими уровнями власти. Местные органы государственного управления могут лоббировать законодательство в отношении защиты производителей кластера: предоставление налоговых льгот, увеличение импортных таможенных пошлин и налогов на продажу импортных конкурирующих товаров; введение квот на ввоз конкурирующих товаров, на вывоз сырья и др.;

помощь в международном сотрудничестве кластеров, которая заключается в различных формах продвижения местных кластеров (Интернет, торгово-экономические связи, конференции, переговоры с иностранными инвесторами и международными донорами, форумы и др.). Ассоциация кластеров является субъектом права при заключении договоров о международном сотрудничестве как с зарубежными ассоциациями и их членами, так и с администрациями зарубежных регионов. Международное сотрудничество кластеров поможет активизировать приграничное сотрудничество в интересах экономического развития регионов.

В прогнозируемом периоде развитие инновационной инфраструктуры Гомельской области предполагается осуществлять путем создания кластерных структур, в частности путем создания кластеров товаропроизводителей.

Кластер товаропроизводителей рассматривается как сетевая организация комплементарных, территориально взаимосвязанных отношениями сотрудничества предприятий и организаций (включая специализированных поставщиков, в том числе услуг, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг научно-образовательного центра, которая связана отношениями партнерства с местными учреждениями и органами государственного управления с целью повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи ...

Системы и формы оплаты труда, расчет технико-экономических показателей проектирования беспроводной сети
Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм ...

Исследования рынка жилья в Москве в районе станции метро Крылатское
Имеются данные (таб. 1.1) о продаже квартир на вторичном рынке жилья в Москве в районе станции метро «Крылатское» в марте 2006 г. (газета «Из рук в руки»). Таблица 1.1 № У Х1 Х2 ...