Направления формирования и использования инновационного потенциала Гомельской области на период до 2015 года

Определены основные задачи комиссии по кластерам:

организационная поддержка процессов внесения изменений в законодательство Республики Беларусь, направленных на развитие кластеров в регионе;

оценка деятельности по созданию кластеров и повышению их конкурентоспособности с учетом изменяющихся экономических и политических условий;

содействие в преодолении административных барьеров в организации и развитии кластеров в регионе;

обеспечение коммуникаций и взаимодействия субъектов кластеров с ведомствами и органами государственного управления в вопросах государственного регулирования и предоставления льгот кластерам.

Коллегиальное управление кластерами предлагается в виде создания саморегулирующихся форм. Зарубежный опыт свидетельствует об использовании различных организационно-правовых форм юридического органа управления кластерами: промышленные ассоциации, общественные объединения, общества с ограниченной ответственностью, государственно-частные товарищества, акционерные общества.

Наиболее приемлемой юридической формой организации кластеров в Гомельской области является ассоциация, поскольку она обеспечивает: достижение общих целей участников объединения, производственно-хозяйственную самостоятельность и имущественную независимость членов, решение образовательных и научных задач и низкие барьеры при входе для субъектов.

Источниками финансовых ресурсов ассоциации являются вступительные и членские взносы участников, гранты международных организаций на целевые проекты, бюджетные средства (в рамках проектов государственно-частного партнерства), а также добровольные пожертвования других предприятий и организаций. Членство в промышленной ассоциации добровольное. Из этого следует, что ассоциация не тождественна кластеру по количественному составу участников.

Организационная структура ассоциации включает следующие структурные подразделения и исполнителей: правление, дирекция, бизнес-информационный центр, центр инжиниринга и трансфера технологий, образовательный центр, координаторы кластеров, юрист, бухгалтерия.

Для финансового обеспечения государственно-частного партнерства в развитии науки и образования предполагается использовать следующие формы взаимодействия:

предоставление местными органами управления из областного инновационного фонда грантов на разработку новых технологий в кластере;

частичное возмещение субъектам кластера затрат на обучение и переподготовку персонала кластеров посредством предоставления субсидий из местного бюджета;

выделение государственных средств на поддержку высокоэффективных

инвестиционных проектов кластеров на конкурсной основе;

подготовка донорских проектов для кластеров;

предоставление государственных гарантий коммерческим банкам под

инвестиционные проекты субъектов кластера;

финансирование проектов создания инновационной инфраструктуры в регионе;

создание дополнительных субъектов финансовой инфраструктуры (ипотечный банк, кредитные союзы для членов кластера, фонды поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере, венчурные инвестиционные фонды).

В качестве организационных форм поддержки кластеров комиссией по кластерам Гомельского облисполкома предполагается использовать следующие:

лоббирование интересов кластеров перед другими уровнями власти. Местные органы государственного управления могут лоббировать законодательство в отношении защиты производителей кластера: предоставление налоговых льгот, увеличение импортных таможенных пошлин и налогов на продажу импортных конкурирующих товаров; введение квот на ввоз конкурирующих товаров, на вывоз сырья и др.;

помощь в международном сотрудничестве кластеров, которая заключается в различных формах продвижения местных кластеров (Интернет, торгово-экономические связи, конференции, переговоры с иностранными инвесторами и международными донорами, форумы и др.). Ассоциация кластеров является субъектом права при заключении договоров о международном сотрудничестве как с зарубежными ассоциациями и их членами, так и с администрациями зарубежных регионов. Международное сотрудничество кластеров поможет активизировать приграничное сотрудничество в интересах экономического развития регионов.

В прогнозируемом периоде развитие инновационной инфраструктуры Гомельской области предполагается осуществлять путем создания кластерных структур, в частности путем создания кластеров товаропроизводителей.

Кластер товаропроизводителей рассматривается как сетевая организация комплементарных, территориально взаимосвязанных отношениями сотрудничества предприятий и организаций (включая специализированных поставщиков, в том числе услуг, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг научно-образовательного центра, которая связана отношениями партнерства с местными учреждениями и органами государственного управления с целью повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи ...

Роль информации в экономике
Отличительной чертой постиндустриального общества является главенствующее значение информации для экономического и социального прогресса, что позволяет говорить об интеллектуализации экономики, об экономике, базирующейся на знаниях. Пр ...

Анализ факторов, влияющих на материальные ресурсы ОАО Пензенский завод Локомотив
Производство любого вида продукции (работ, услуг) связано с использованием материальных ресурсов. Материальные ресурсы - это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих и полуфабрикатов, которые хозяйствующий субъ ...