Направления формирования и использования инновационного потенциала Гомельской области на период до 2015 года

Кластер товаропроизводителей имеет следующие особенности, которые отличают его от технологического кластера:

производство «ключевого» продукта (продукт, занимающий наибольшую долю в объеме производства кластера, по которому определяется название кластера);

наличие отношений сотрудничества с конкурентами (выполнение совместных проектов в области общих интересов - образования, науки, маркетинга);

объединение предприятий законченного производственного цикла (от производства сырья до сбыта готовой продукции).

Предпосылками инновационной активности кластеров являются локализация и агломерация субъектов кластера на определенной территории, что способствует, во-первых, накоплению специфических отраслевых знаний в кластере, быстрому распространению знаний как источника инноваций, в том числе информации о текущих потребностях покупателей (вследствие чего создаются идеи новых товаров, новых методов производства, маркетинга, сбыта и др.); во-вторых, усилению конкуренции (что стимулирует инновации и повышение конкурентоспособности продукции и предприятия); в-третьих, развитию взаимосвязей поставщиков, производителей и покупателей - формальных и неформальных (что обеспечивает быстрый отклик на идеи и инновации, снижает трансакционные издержки).

Для всей экономики государства кластеры выполняют роль «точек роста» внутреннего рынка и освоения международного. Наличие кластера отраслей ускоряет процесс создания факторов конкурентных преимуществ за счет совместных инвестиций в развитие технологий, в информацию, инфраструктуру, образование. Крупные производители кластера создают спрос на специализированные материально-технические ресурсы и услуги. Взаимосвязи внутри кластера обеспечивают развитие аутсорсинга, когда малые и средние предприятия производят продукцию, работы и услуги для ключевых субъектов кластера, тем самым способствуют развитию малого и среднего бизнеса в регионе, что повышает его конкурентоспособность. Кластеры являются одной из институциональных форм обеспечения приграничного сотрудничества в сфере торговли, сельского хозяйства, туризма, транспорта, инфраструктуры, что способствует экономическому развитию приграничных территорий. Все это в целом содействует социально-экономическому развитию и повышению конкурентоспособности регионов.

Развитие кластеров повышает взаимодействие отраслей и тем самым способствует мультипликации роста. Внутренние конкуренты в кластере становятся партнерами при выходе на внешний рынок, разрабатывая совместные программы маркетинга и обеспечивая рост объемов экспорта. Таким образом, национальная конкурентоспособность во многом зависит от уровня развития отдельных кластеров.

Прогнозируется организация в 2011-2015 годах как минимум трех кластеров товаропроизводителей: кластер «Молоко» (рисунок 3.9), кластер «Мясо» и кластер «Лес. Заготовки» (рисунок 3.10). Предполагаемая структура кластера представлена на рисунке.

Мотивация участия в кластеризации государственного сектора обусловлена следующими целями:

стимулирование инновационной активности производителей высокотехнологичной продукции и услуг;

создание новых наукоемких фирм и поддержка малых и средних инновационных предприятий;

привлечение внебюджетных источников финансирования инновационных проектов;

повышение эффективности государственных расходов на исследования и разработки;

коммерциализация результатов исследований и разработок, полученных с использованием средств государственного бюджета;

экономический рост и обеспечение конкурентоспособности предприятий и региона.

Кластеры предполагается организовывать в форме ассоциаций. Организационная структура ассоциации включает следующие структурные подразделения и исполнителей: правление, дирекция, бизнес-информационный центр, центр инжиниринга и трансфера технологий, образовательный центр, координаторы кластеров, юрист, бухгалтерия.

Образовательный центр ассоциации может быть создан при базовом (отраслевом) вузе, который должен быть одним из учредителей ассоциации.

Задачи образовательного центра:

создать единую информационно-образовательную среду в кластерах, объединенную телекоммуникационной сетью;

осуществлять целевое обучение кадров для региональных кластеров, обеспечить интеграцию средних специальных заведений с базовыми вузами на основе многоуровневой подготовки.

Исходя из этих задач, сформулированы функции образовательного центра:

определение региональных приоритетов подготовки специалистов для кластеров;

оптимизация программ подготовки специалистов в учебных заведениях с акцентом на специальности кластеров;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи ...

Рынок недвижимости России проблемы функционирования и перспективы развития
Недвижимое имущество играет многогранную роль в экономической жизни - оно выступает в качестве естественно-пространственного базиса, на котором происходит вся хозяйственная деятельность, является составной частью активов любого предпри ...

Анализ финансовых результатов экономической деятельности организации ЗАО Мышланское Сузунского района
себестоимость Изменяющиеся условия хозяйствования требует от предприятий аграрной сферы повышения эффективности экономической деятельности и конкурентоспособности продукции. В процессе повышения эффективности необходимо рассматривать ве ...