Направления формирования и использования инновационного потенциала Гомельской области на период до 2015 года

Кластер товаропроизводителей имеет следующие особенности, которые отличают его от технологического кластера:

производство «ключевого» продукта (продукт, занимающий наибольшую долю в объеме производства кластера, по которому определяется название кластера);

наличие отношений сотрудничества с конкурентами (выполнение совместных проектов в области общих интересов - образования, науки, маркетинга);

объединение предприятий законченного производственного цикла (от производства сырья до сбыта готовой продукции).

Предпосылками инновационной активности кластеров являются локализация и агломерация субъектов кластера на определенной территории, что способствует, во-первых, накоплению специфических отраслевых знаний в кластере, быстрому распространению знаний как источника инноваций, в том числе информации о текущих потребностях покупателей (вследствие чего создаются идеи новых товаров, новых методов производства, маркетинга, сбыта и др.); во-вторых, усилению конкуренции (что стимулирует инновации и повышение конкурентоспособности продукции и предприятия); в-третьих, развитию взаимосвязей поставщиков, производителей и покупателей - формальных и неформальных (что обеспечивает быстрый отклик на идеи и инновации, снижает трансакционные издержки).

Для всей экономики государства кластеры выполняют роль «точек роста» внутреннего рынка и освоения международного. Наличие кластера отраслей ускоряет процесс создания факторов конкурентных преимуществ за счет совместных инвестиций в развитие технологий, в информацию, инфраструктуру, образование. Крупные производители кластера создают спрос на специализированные материально-технические ресурсы и услуги. Взаимосвязи внутри кластера обеспечивают развитие аутсорсинга, когда малые и средние предприятия производят продукцию, работы и услуги для ключевых субъектов кластера, тем самым способствуют развитию малого и среднего бизнеса в регионе, что повышает его конкурентоспособность. Кластеры являются одной из институциональных форм обеспечения приграничного сотрудничества в сфере торговли, сельского хозяйства, туризма, транспорта, инфраструктуры, что способствует экономическому развитию приграничных территорий. Все это в целом содействует социально-экономическому развитию и повышению конкурентоспособности регионов.

Развитие кластеров повышает взаимодействие отраслей и тем самым способствует мультипликации роста. Внутренние конкуренты в кластере становятся партнерами при выходе на внешний рынок, разрабатывая совместные программы маркетинга и обеспечивая рост объемов экспорта. Таким образом, национальная конкурентоспособность во многом зависит от уровня развития отдельных кластеров.

Прогнозируется организация в 2011-2015 годах как минимум трех кластеров товаропроизводителей: кластер «Молоко» (рисунок 3.9), кластер «Мясо» и кластер «Лес. Заготовки» (рисунок 3.10). Предполагаемая структура кластера представлена на рисунке.

Мотивация участия в кластеризации государственного сектора обусловлена следующими целями:

стимулирование инновационной активности производителей высокотехнологичной продукции и услуг;

создание новых наукоемких фирм и поддержка малых и средних инновационных предприятий;

привлечение внебюджетных источников финансирования инновационных проектов;

повышение эффективности государственных расходов на исследования и разработки;

коммерциализация результатов исследований и разработок, полученных с использованием средств государственного бюджета;

экономический рост и обеспечение конкурентоспособности предприятий и региона.

Кластеры предполагается организовывать в форме ассоциаций. Организационная структура ассоциации включает следующие структурные подразделения и исполнителей: правление, дирекция, бизнес-информационный центр, центр инжиниринга и трансфера технологий, образовательный центр, координаторы кластеров, юрист, бухгалтерия.

Образовательный центр ассоциации может быть создан при базовом (отраслевом) вузе, который должен быть одним из учредителей ассоциации.

Задачи образовательного центра:

создать единую информационно-образовательную среду в кластерах, объединенную телекоммуникационной сетью;

осуществлять целевое обучение кадров для региональных кластеров, обеспечить интеграцию средних специальных заведений с базовыми вузами на основе многоуровневой подготовки.

Исходя из этих задач, сформулированы функции образовательного центра:

определение региональных приоритетов подготовки специалистов для кластеров;

оптимизация программ подготовки специалистов в учебных заведениях с акцентом на специальности кластеров;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи ...

Современные функции денег и особенности их проявления в экономике России
Чертой современного общества является всеобщий характер товарно-денежных отношений и господство главным образом кредитных денег, что обусловило изменение их функций. Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, ка ...

Себестоимость работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля Урал-532301
В условиях применения новой системы планирования и экономического реформирования предусматривает развитие и инициативы работников автомобильного транспорта по совершенствованию организации производства ТО и ремонта, по внедрению прогр ...