Франчайзинг: сущность, типы и достоинства

франчайзер обеспечивает франчайзиподдержкой и пользуется правом регулирования деятельности франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, не нарушая при этом его юридической и экономической самостоятельности;

за пользование правами франчайзерафранчайзи производит определенные платежи.

Рассмотрим, какие отчисления производит франчайзи в пользу правообладателя, и какие расходы несет франчайзер.

Источниками дохода франчайзера обычно являются доходы от торговых точек, принадлежащих самой компании, наценки от поставок товара франчайзи, вступительный взнос, доход от лизинга оборудования, проценты в случае предоставления кредита, маркетинговый взнос, взносы на стимулирование сбыта. Иногда возникают: плата за управленческие услуги, за аренду помещения.

Необходимо оценить и предполагаемые расходы франчайзера, которые могут включать следующие статьи: расходы на рекламу, амортизацию оборудования, на рекламу сети, налоговые отчисления, арендную плату, расходы на подготовку и регистрацию торговой марки, возврат первоначальных взносов в случае раннего расторжения договора, расходы по подготовке учебных программ и инструкций, расходы на оказание юридических, бухгалтерских, аудиторских услуг.

Сопоставление предполагаемых доходов и расходов в планируемой системе франчайзинга позволит определить, через какой период времени будет достигнута точка безубыточности, самоокупаемости при различном соотношении проданных франшиз. Только после проведения предварительного анализа предполагаемых доходов и расходов франчайзи и франчайзера может определиться оптимальный размер платы за франшизу, обеспечивающий выгоду обеим сотрудничающим сторонам.

Выделяют четыре вида франчайзинга в зависимости от того, что является предметом франшизы:

) франчайзинг товара является продажей продукции, производимой франчайзером, помеченной его товарным знаком. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера. Данный вид не нашел широкого применения, вследствие очевидных выгод исключительно для правообладателя в виде расширения системы сбыта, продвижения марки. Наиболее эффективен такой вид отношений при специализации торгового предприятия на одной группе товаров. Тогда продавец может привести свой имидж в соответствие с имиджем производителя и пользоваться узнаваемостью. В российской практике в качестве примера часто приводят АвтоВАЗ, когда к 1993г. он утратил контроль на рынке из-за отсутствия единой ценовой политики для продавцов, реализующих данные автомобили, в результате чего они часто продавались дешевле отпускной заводской цены, что приводило к сложностям со сбытом;

) производственный франчайзинг способствует эффективной организации производства продукции определенного вида. Фирма, обладающая запатентованной технологией изготовления продукта, передает франчайзи право на использование этой технологии, следит за ее соблюдением и качеством готового продукта.Наиболее ярким представителем, использующим систему производственного франчайзинга, является компания Coca-Cola. Централизованное производство безалкогольных напитков невыгодно в связи с удаленностью от потребителей и большими неоправданными затратами. Поэтому комиссия обеспечивает конечных производителей специальными концентратом и предоставляет право на использование технологии. В 1995 г. компания вышла на российский рынок путем заключения франчайзинговых договоров. Использование производственного франчайзинга преследует цели повышения объема производства, достижения экономии, расширения рынка сбыта;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи ...

Рынок труда его характерные черты, функции и инфраструктура
В связи с современным этапом развития экономики изменились взгляды на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Это говорит о реальном росте роли человеческого фактора в условиях научно-технического развития, так как вид ...

Современные функции денег и особенности их проявления в экономике России
Чертой современного общества является всеобщий характер товарно-денежных отношений и господство главным образом кредитных денег, что обусловило изменение их функций. Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, ка ...