Сущность и значение прибыли - как экономической категории

Корпоративная прибыль предприятия на разных этапах формирования является не просто важным экономическим показателем, а объектом повышенного внимания различных пользователей бухгалтерской отчетности.

В современных экономических словарях и энциклопедиях, пожалуй, трудно найти другой экономический показатель, имеющий такое количество разновидностей и дефиниций. Прибыль предприятия вызывает интерес не только у собственников бизнеса, заинтересованных в ее постоянной максимизации. Она важна и для руководства, поскольку характеризует качество менеджмента; для контролирующих органов, поскольку позволяет определить ожидания бюджета в части налога на прибыль; для конкурентов, чтобы понять, насколько хорошо идут дела на предприятии; для потенциальных инвесторов, оценивающих ожидаемые выгоды от совместной деятельности; для кредиторов, которые рассчитывают на возврат заемных средств с процентами, ссуженных предприятию.

Исходя их такого количества ожиданий и формируются различные определения этого экономического показателя, отражающие потребности различных групп пользователей. Так, можно найти следующие определения прибыли:

· выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными издержками;

· приносимый инвестициями прирост собственного капитала;

· важнейший внутренний источник финансирования компании;

· показатель эффективности ведения бизнеса. Как видно из этих определений, прибыль - это

· результирующий показатель деятельности предприятия. Он формируется под воздействием множества различных факторов, которые можно условно разделить на две группы: зависящие от предприятия и не зависящие от него.

Прибыль как сложная экономическая категория выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических функций, основными из которых являются: воспроизводственная, контрольная, стимулирующая.

Прибыль выступает одним из основных индикаторов финансового благополучия и жизнеспособности в ближайшей перспективе, обеспечивая возможность рассчитываться по своим обязательствам, а также финансировать и расширять производственную деятельность, увеличивать научно-технический потенциал за счет катализированных средств. В этом реализуется воспроизводственная функция.

Прибыль, будучи основным обобщающим показателем в системе оценочных критериев, характеризует экономический эффект от производственно-хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности предприятия. В этом проявляется контрольная функция прибыли.

Стимулирующая функция прибыли состоит в том, что чистая прибыль является главным источником финансирования социальных программ, материальных поощрений для членов трудового коллектива.

Прибыль - это также важнейший источник бюджетных ресурсов государства, что подтверждается данными налоговой статистики. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации только в январе 2010г. составили 32,3 млрд. руб. По сравнению с январем 2009г. поступления выросли на 5,8 млрд. руб., или 22,1%.

Получение прибыли является определяющим мотивом деятельности фирмы. Это обстоятельство предопределяет огромную значимость показателя прибыли в практической деятельности фирмы, и прежде всего в решении следующих стратегических задач:

· разработка товарной стратегии фирмы. Критерием оптимальности товарного ассортимента является обеспечение в течение продолжительного периода постоянного превышения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, над потребностями в финансовых ресурсах, необходимых для поддержания конкурентоспособности предприятия;

· разработка ценовой стратегии фирмы. При реализации этой задачи осуществляются расчеты прибыли с учетом выбора различных методов ценообразования (способ «средние издержки + + прибыль», на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли, на основе ощущаемой ценности товара, по правилу равенства маржинального дохода маржинальным издержкам и т.д.);

· разработка стратегии взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов и выбора направлений инвестиционной деятельности фирмы. Решения в этой области базируются на расчетах экономической прибыли, которая определяется как разница между доходами фирмы от продажи товаров (работ, услуг) и вмененными издержками на ресурсы, использованные при получении этих доходов. Фирма получает экономическую прибыль, когда она использует факторы производства таким образом, что приносимая ими выгода превосходит выгоду, которую фирма могла получить при использовании этих ресурсов иным наилучшим способом посредством альтернативных направлений инвестирования;

· разработка стратегии реализации интересов собственников (учредителей, участников, акционеров и т.д.). Данную категорию субъектов хозяйственных отношений наряду с информацией об общих результатах финансовой деятельности фирмы (валовой прибыли) интересуют данные о размерах прибыли, направляемой на накопление (как фактор, обеспечивающий стабильность их положения в перспективе), и прибыли, направляемой на выплату дивидендов, доходов на паи и вклады. Показатели прибыли, характеризующие указанные направления, формируются в процессе распределения прибыли, доводятся руководством предприятия до его собственников и подлежат утверждению ими в порядке, предусмотренном законодательством и учредительными документами.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи ...

Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике
Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России характеризуется все более широким использованием терминов «монополия», «конкуренция» и целым рядом других, связанных с конкурентностью рынков. Очень важно различать в ...

Сравнительный анализ экономических систем
Актуальность темы исследования: Экономику любой страны нельзя свести к какому-либо типу отношений, к какому-либо аспекту экономической деятельности. Все стороны экономики, все ее взаимосвязи находятся в тесном переплетении, в системе. ...