Формирование и использование прибыли

Прибыль формируется под воздействием самых различных факторов, которые имеют разнонаправленное влияние, увеличивая или уменьшая ее объем.

К первой группе факторов относят:

объем производства - чем шире масштабы деятельности предприятия, чем больше продукции оно производит и реализует, тем больше прибыли оно генерирует при прочих равных условиях;

уровень цен на готовую продукцию - при стабильном объеме производства повысить прибыль можно за счет повышения цен, если расширение масштабов производства невозможно по каким-либо причинам;

конкурентоспособность продукции - чем больше у продукции конкурентных преимуществ, тем больше клиентов можно привлечь и тем больше возможностей у предприятия для различных ценовых и маркетинговых маневров, позволяющих влиять на прибыль;

качество продукции - не только конкурентное преимущество предприятия, позволяющее привлекать новых клиентов, но и фактор, обеспечивающий лояльность уже привлеченных клиентов, ставших постоянными; чем больше клиентов у предприятия, тем шире рынок сбыта, тем больше выручка от реализации, выше прибыль;

состав и уровень внутренних затрат - в зависимости от типа производства, вида экономической деятельности, ассортимента продукции и т. д. каждое предприятие имеет свою неповторимую структуру себестоимости, часть которой состоит из релевантных, управляемых затрат, а другая часть - из затрат, повлиять на которые ни по составу, ни по объему не представляется возможным; и та, и другая части принимают активное участие в формировании прибыли предприятия;

наличие фондов и эффективность их использования -часть чистой прибыли может направляться на формирование фондов, создаваемых для покрытия безнадежных долгов, для премирования сотрудников, для резервирования сумм отпускных, для коррекции обесценения вложений в ценные бумаги. Такое использование части чистой прибыли вполне нормально для предприятий, а в ряде случаев является обязательным требованием законодательства. Проблема заключается в том, что неиспользованная к концу года часть фондов, образованных из чистой прибыли, превращается во внереализационный доход предприятия согласно требованиям действующего налогового законодательства. А это значит, что предприятие в таком случае переплатит налог на прибыль, подпав, таким образом, под двойное налогообложение прибыли;

уровень производительности труда - чем выше значение этого фактора, тем больше продукции производит предприятие в единицу времени, т.е. по сравнению с конкурентами у него больше шансов удовлетворить потребности большего количества клиентов и занять большую по сравнению с другими рыночную нишу;

качество менеджмента - пожалуй, самый важный фактор, поскольку от качества управления производственным предприятием, от квалификации топ-менеджеров, от их понимания текущих задач и стратегии развития предприятия зависит не только разовое получение прибыли, но и рентабельность компании на различных этапах ее развития;

учетная политика предприятия - документ, который определяет и формализует учетные процедуры, в одних случаях сближая их, а в других приводя к различным механизмам формирования прибыли бухгалтерской и прибыли для целей налогообложения.

Ко второй группе факторов, влияющих на формирование прибыли, но не зависящих от предприятия, традиционно относят следующие:

природные, географические, транспортные и технологические условия работы производственного предприятия являются изначально заданными, рамочными, их изменение всегда сопряжено с переориентацией производства, сменой масштабов деятельности и, как следствие, выливается в серьезный уровень дополнительных инвестиций в производство;

уровень цен на потребляемые материальные ресурсы и услуги естественных монополий - если первые в очень малой степени можно отрегулировать индивидуальными договоренностями с поставщиками, разовым попаданием в рекламные акции и незначительными скидками к цене, то вторые абсолютно нерегулируемы;

ставки арендной платы - очень важный современный фактор формирования прибыли. Особенно ощутим в крупных городах, где уровень арендной платы в сфере коммерческой недвижимости является очень высоким. В некоторых видах деятельности, в том числе и производственной, на долю арендной платы приходится до 80% себестоимости. Учитывая, позицию диктатора цены на данный ресурс, а у арендатора нет ни одной серьезной возможности повлиять на данную ситуацию, имеем на выходе нерелевантную арендную плату и как часть себестоимости, и как фактор, отрицательно влияющий на прибыль предприятия;

нормы амортизации являются зарегламентированной с точки зрения законодательства частью себестоимости и не могут быть произвольными в зависимости от пожеланий руководства предприятия. Некоторая регуляция возможна в случаях применения повышающих коэффициентов к норме амортизации, но это далеко не самая распространенная ситуация, доступная абсолютно каждому предприятию;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи ...

Средние величины
В данной курсовой работе рассмотрена тема изучения метода средних величин. В них отображаются основные показатели, которые характеризуют общественные явления, к примеру, товарооборот, заработанная плата, товарные запасы, цены, рождаемо ...

Сравнительный анализ федеральных и международных стандартов оценки собственности
Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности и возрождению собственника, к увеличению количества объектов собственности в хозяйственном обороте. У каждого, кто задумывается реализовать свои права собст ...