Формирование и использование прибыли

Прибыль формируется под воздействием самых различных факторов, которые имеют разнонаправленное влияние, увеличивая или уменьшая ее объем.

К первой группе факторов относят:

объем производства - чем шире масштабы деятельности предприятия, чем больше продукции оно производит и реализует, тем больше прибыли оно генерирует при прочих равных условиях;

уровень цен на готовую продукцию - при стабильном объеме производства повысить прибыль можно за счет повышения цен, если расширение масштабов производства невозможно по каким-либо причинам;

конкурентоспособность продукции - чем больше у продукции конкурентных преимуществ, тем больше клиентов можно привлечь и тем больше возможностей у предприятия для различных ценовых и маркетинговых маневров, позволяющих влиять на прибыль;

качество продукции - не только конкурентное преимущество предприятия, позволяющее привлекать новых клиентов, но и фактор, обеспечивающий лояльность уже привлеченных клиентов, ставших постоянными; чем больше клиентов у предприятия, тем шире рынок сбыта, тем больше выручка от реализации, выше прибыль;

состав и уровень внутренних затрат - в зависимости от типа производства, вида экономической деятельности, ассортимента продукции и т. д. каждое предприятие имеет свою неповторимую структуру себестоимости, часть которой состоит из релевантных, управляемых затрат, а другая часть - из затрат, повлиять на которые ни по составу, ни по объему не представляется возможным; и та, и другая части принимают активное участие в формировании прибыли предприятия;

наличие фондов и эффективность их использования -часть чистой прибыли может направляться на формирование фондов, создаваемых для покрытия безнадежных долгов, для премирования сотрудников, для резервирования сумм отпускных, для коррекции обесценения вложений в ценные бумаги. Такое использование части чистой прибыли вполне нормально для предприятий, а в ряде случаев является обязательным требованием законодательства. Проблема заключается в том, что неиспользованная к концу года часть фондов, образованных из чистой прибыли, превращается во внереализационный доход предприятия согласно требованиям действующего налогового законодательства. А это значит, что предприятие в таком случае переплатит налог на прибыль, подпав, таким образом, под двойное налогообложение прибыли;

уровень производительности труда - чем выше значение этого фактора, тем больше продукции производит предприятие в единицу времени, т.е. по сравнению с конкурентами у него больше шансов удовлетворить потребности большего количества клиентов и занять большую по сравнению с другими рыночную нишу;

качество менеджмента - пожалуй, самый важный фактор, поскольку от качества управления производственным предприятием, от квалификации топ-менеджеров, от их понимания текущих задач и стратегии развития предприятия зависит не только разовое получение прибыли, но и рентабельность компании на различных этапах ее развития;

учетная политика предприятия - документ, который определяет и формализует учетные процедуры, в одних случаях сближая их, а в других приводя к различным механизмам формирования прибыли бухгалтерской и прибыли для целей налогообложения.

Ко второй группе факторов, влияющих на формирование прибыли, но не зависящих от предприятия, традиционно относят следующие:

природные, географические, транспортные и технологические условия работы производственного предприятия являются изначально заданными, рамочными, их изменение всегда сопряжено с переориентацией производства, сменой масштабов деятельности и, как следствие, выливается в серьезный уровень дополнительных инвестиций в производство;

уровень цен на потребляемые материальные ресурсы и услуги естественных монополий - если первые в очень малой степени можно отрегулировать индивидуальными договоренностями с поставщиками, разовым попаданием в рекламные акции и незначительными скидками к цене, то вторые абсолютно нерегулируемы;

ставки арендной платы - очень важный современный фактор формирования прибыли. Особенно ощутим в крупных городах, где уровень арендной платы в сфере коммерческой недвижимости является очень высоким. В некоторых видах деятельности, в том числе и производственной, на долю арендной платы приходится до 80% себестоимости. Учитывая, позицию диктатора цены на данный ресурс, а у арендатора нет ни одной серьезной возможности повлиять на данную ситуацию, имеем на выходе нерелевантную арендную плату и как часть себестоимости, и как фактор, отрицательно влияющий на прибыль предприятия;

нормы амортизации являются зарегламентированной с точки зрения законодательства частью себестоимости и не могут быть произвольными в зависимости от пожеланий руководства предприятия. Некоторая регуляция возможна в случаях применения повышающих коэффициентов к норме амортизации, но это далеко не самая распространенная ситуация, доступная абсолютно каждому предприятию;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи ...

Создание частного предприятия в сфере оказания бухгалтерских и юридических услуг
В настоящее время уже существует и периодически открывается большое количество предприятий различных форм собственности, деятельность которых направлена на производство определённого вида продукции либо на оказание услуг. Так, при отк ...

Современные институты систем предпринимательства
Важной составляющей рыночной экономики является предпринимательство, при этом оно осуществляет значимые социальные и экономические функции, прежде всего это повышение уровня социальной защищенности населения, а так же стимулирование эк ...