Механизм государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь

О необходимости государственного регулирования рынка труда свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой. Он показывает, что механизм «саморегулирования» рынка труда не способен сам по себе решить его проблемы. Для этого необходимо государственное вмешательство, которое должно быть осторожным и взвешенным, и не должно ограничиваться лишь задачами сокращения безработицы и смягчения ее последствий. В центре внимания должны быть, прежде всего, проблемы эффективности экономики, увеличения производительности труда, повышения мобильности рабочей силы.

Система государственного регулирования рынка труда должна охватывать как все трудоспособное население, занятое и ищущее работу, так и общую потребность народного хозяйства в рабочей силе, которая складывается под влиянием структурных сдвигов в экономике, а также механического и естественного движения кадров. Соответствовать этому должен и механизм регулирования занятости, включающий систему товарно-денежных отношений (в качестве косвенных регуляторов), опосредующих и согласующих воспроизводство рабочей силы и рабочих мест[4, с.32].

Механизм государственного регулирования рынка труда в республике формируется на основе Закона «О занятости населения Республики Беларусь», в котором определены следующие основные принципы государственного регулирования рынка труда:

обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам республики в реализации права на труд;

предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью и др.

В соответствии с этими принципами основными направлениями государственного регулирования занятости населения и рынка труда являются следующие: оказание помощи в трудоустройстве на основе широкой информированности населения об имеющихся на предприятиях вакансиях; развитие профессиональной подготовки кадров, совершенствование системы профессиональной ориентации; стимулирование создания новых рабочих мест; содействие самозанятости населения, развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса; бронирование и создание рабочих мест на предприятиях и организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; обеспечение социальной защиты незанятого населения[5].

Все эти направления находят отражения в соответствующих разделах ежегодно утверждаемой Государственной программы содействия занятости населения, а также в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года, в законах «О мерах по социальной защите населения и регулированию оплаты труда», «О пенсионном обеспечении» и т.д.

Также основными законодательными и нормативно-методическими документами по регулированию рынка труда Беларуси являются: Положение о порядке образования и использования государственного фонда содействия занятости РБ, Положение о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи, Положение об организации профессионального обучения безработных, Положение о порядке регистрации безработных, Положении об организации оплачиваемых общественных работ и др.

Особое место в системе регулирования рынка труда отводится государственной службе занятости населения, являющейся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Государственная служба занятости населения создана для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий.

В своей деятельности государственная служба занятости населения руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», настоящим Положением, иными актами законодательства.

Основными задачами государственной службы занятости населения являются:

оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о сложившейся ситуации на рынке труда;

разработка и реализация государственной и других программ содействия занятости населения;

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям - в подборе необходимых работников;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи ...

Системы и формы оплаты труда, расчет технико-экономических показателей проектирования беспроводной сети
Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм ...

Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнов ...