Перспективы развития рынка труда Гомельской области

Организация оплачиваемых общественных работ, является также одним из направлений государственного регулирования рынка труда. Они, как правило, не требуют специальной, профессиональной подготовки. Для усиления заинтересованности незанятого населения в общественных работах необходимо, чтобы оплата труда занятых в них осуществлялась аналогично оплате труда на государственных и частных предприятиях. Кроме того, необходимо создать централизованный банк оперативной информации о вакансиях в работах, заранее выявлять потребность в общественных работах и определять объемы и условия их проведения, а также резервировать в местных бюджетах средства для финансирования общественных работ[30, с 48].

Особое место в государственном регулировании рынка труда области занимает трудоустройство граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалиды, женщины, имеющие детей, пенсионеры и др.). С целью повышения уровня занятости этой категории граждан целесообразно разрабатывать специальные программы, содержание комплекс мер по экономической заинтересованности предприятий и организаций в их трудоустройстве. В качестве таких мер, например, можно предусмотреть понижение налоговых ставок пропорционально удельному весу принятых на работу маргинальных групп населения, освобождения от налогов малых предприятий, если более половины работающих составляют социально слабозащищенные группы. Предприятиям государственной формы собственности целесообразно ввести обязательное квотирование (бронирование) рабочих мест, а предпринимательским структурам, создающим рабочие места для этой категории населения, разработать систему налоговых скидок.

Также одним из направлений государственного регулирования рынка труда должно стать достижение гендерного равенства, ключевым аспектом которого является положение женщин на рынке труда.

На рынке труда женщины находятся в худшем положении, чем мужчины, если судить по качеству предлагаемой им рабочей силы и их готовности к равенству при выходе на рынок труда. Имея высокий уровень образования и профессиональной подготовки, женщины с точки зрения использования человеческого капитала остаются невостребованными на белорусском рынке труда и продолжают сталкиваться с дискриминацией при найме на работу. Хотя в последние годы участие женщин в оплачиваемой деятельности постоянно расширяется, сохраняется очевидное гендерное неравенство в отношении ее статуса занятости и качества рабочих мест. Женщины часто заняты неполное рабочее время и на временных местах, тогда как мужчины заняты на хорошо оплачиваемых и постоянных рабочих местах. На рынке труда нет открытой дискриминации, но она проявляется при найме работников и их продвижения по служебной лестнице. Аналитические отчеты о положении женщин свидетельствуют о том, что в нашей стране распространены скрытые формы дискриминации. Женщины испытывают сдерживание в профессиональной карьере, их не допускают к руководящим должностям и т.д. Всё это свидетельствует о традиционности, или стереотипности взглядов на роль женщины в белорусском обществе.

Гендерное равенство в сфере труда в Беларуси существует только де-юре, что придает гендерным проблемам латентный характер.

Для повышения эффективности реализации национальной гендерной политики в сфере труда необходимо:

- системно реализовывать гендерную политику, привлекая все уровни и институты государственного управления, а также общественные организации;

- совершенствовать законодательный и институциональный механизм, обеспечить гендерную экспертизу и корректировку законодательства;

- использовать в сочетании с мерами административного воздействия элементы экономической и социально-психологической заинтересованности в реализации гендерного равенства в сфере труда;

- обеспечить развитие гендерной статистики;

- создать действенный механизм поддержки развития женского предпринимательства для расширения экономических возможностей женщин.

Объектом особого внимания государственного регулирования должна стать молодежная безработица. Многие учебные заведения готовят кадры, не учитывая потребностей экономики по тем или иным профессиям и специальностям, в результате возникает противоречие между спросом и предложением рабочей силы определенной квалификации. Поэтому необходимо создание специальных служб, которые занимались бы вопросами не только анализа и учета потребности в квалифицированных кадрах, но и прогнозированием ее изменения в перспективе. С учетом этих потребностей и должен строиться процесс обучения в учебных заведениях. Кроме того, для повышения конкурентоспособности на рынке труда молодежи и недопущения многократной переподготовки в результате изменяющейся конъюнктуры, помимо изменения структуры и качества подготавливаемой рабочей силы, необходимо одновременно обучение по 2-3 смежным профессиям. Такая практика широко используется во многих странах, и ее применение в нашей стране весьма целесообразно из-за стихийности процесса формирования профессионально-квалификационной структуры спроса. Эта мера позволит улучшить гибкость рынка труда и увеличить вероятность согласования спроса и предложения рабочей силы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи ...

Безработица в Калининградской области
Одной из социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы. В результате безработицы общество несёт колоссальные социально- экономические потери. Когда люди остаются без рабо ...

Современные экономические проблемы России
Глубокие и стремительные экономические изменения в современном мире обусловливают необходимость поиска новых подходов к анализу экономической жизни общества, исследованию особенностей и перспектив национальной экономики. Национальная ...