Перспективы развития рынка труда Гомельской области

Рост числа выпускников высших учебных заведений, ПТУ, техникумов среди безработных вынуждает изменить ориентацию системы образования с целью приведения профессиональной структуры занятости в соответствии со структурными изменениями в экономике и потребностями рынка труда. В этой связи создание определенных стимулов для учебных заведений и нанимателей должно способствовать заинтересованности обучающих структур в дальнейшем трудоустройстве подготавливаемых ими выпускников, а работодателей - в приеме на работу молодых специалистов. Одной из таких стимулирующих мер может быть предоставление финансовых льгот предприятиям, принимающим на работу молодых специалистов. Необходимо также создать единую систему учета подготовки и переподготовки рабочей силы. Наличие информации о количестве и профессионально-квалификационном составе выпускников и ее сопоставление с потребностями рынка труда позволит службе занятости найти более обоснованный подход при определении направлений переподготовки работников и избежать возможного излишка специалистов определенных профессий. Кроме того, на основании прогноза рынка труда в профессиональном аспекте службой занятости могут быть разработаны рекомендации учебным заведениям по их специализации (с перечнем дефицитных профессий). Это необходимо для того, чтобы при составлении планов приема в учебные заведения учитывались реальные потребности экономики в соответствии с формированием рациональной структуры занятости и повышением эффективности использования трудовых ресурсов. Также необходимо расширить целевую подготовку специалистов в соответствии с конкретными заказами предприятий и организаций.

При распределении выпускников на работу должна использоваться информация об имеющихся вакансиях на государственных и частных предприятиях и в организациях. При этом учебные заведения могут высылать запрос в службу занятости с перечислением их специальностей за 1-2 месяца до предстоящего распределения. Служба занятости на основании имеющегося банка данных о рабочих местах представляет список вакансий с указанием профессии (должности), места работы, условий и оплаты труда, а также возможностей обеспечения жилплощадью. Налаживание информационного обмена между службой занятости и учебными заведениями должно стать эффективным средством предотвращения безработицы среди молодежи и снижения напряженности на рынке труда[27, с 12].

Важнейшим направлением государственного регулирования рынка труда республики является социальная защита временно незанятых граждан. В этом направлении следует предусмотреть дальнейшее совершенствование механизма выплаты пособий по безработице, установить зависимость величины пособия от размера минимального потребительского бюджета.

Более эффективному проведению государственной политики, и в первую очередь активной, на рынке труда будет способствовать увеличение отчислений от фонда заработной платы в Фонд социальной защиты населения до 2-3 процентов вместо 1процента на сегодняшний день, что дало бы возможность более успешно проводить мероприятия по снижению уровня безработицы и защите незанятого населения.

Кроме предусмотренных мер необходимо дальнейшее совершенствование правового обеспечения на рынке труда республики, а именно:

· принять закон о страховании по безработице, который позволит значительно повысить материальную помощь безработным;

· принять законодательные акты, регламентирующие преждевременный уход на пенсию работников предпенсионного возраста путем выплаты им специальных пособий при условии обязательного трудоустройства на освободившиеся рабочие места безработной молодежи;

· разработать законодательные акты, направленные на смягчение последствий неизбежных (сезонных) простоев в работе посредством выплаты работникам пособий по частичной безработице;

· принять законодательный акт по установлению системы обязательной регистрации свободных рабочих мест, позволяющий повысить эффективность трудоустройства населения;

Предлагаемые меры по государственному регулированию рынка труда позволят сократить разрыв между спросом и предложением.

Увеличения мобильности рабочей силы можно достичь, прежде всего, за счет улучшения системы информации о наличии рабочих мест, развития активного рынка жилья, перестройки системы социальной помощи, которая привязывает работника к одному предприятию.

Совершенствование государственной политики занятости населения, интеграция ее в общую концепцию социально-экономического развития страны потребует изменения методов работы и самих органов государственной службы занятости, координации их деятельности с другими органами государственного управления, особенно по вопросам проведения экспертных оценок последствий для трудовой сферы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи ...

Социально-экономическое развитие северных территорий России в современных условиях на примере ЯНАО
Последние десять-пятнадцать лет экономика России все более зависит от развития северных территорий - основных поставщиков углеводородного сырья. Бюджет страны и благополучие народа связывают с динамикой цен на нефть и газ. Более того: ...

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на примере ООО Ансант
Эффективность функционирования предприятия, независимо от организационно-правовой формы и видов его деятельности в условиях рынка определяется способностью предприятия приносить достаточный доход или прибыль. Прибыль - это конечный рез ...