Перспективы развития рынка труда Гомельской области

Наряду с политикой занятости важную роль в совершенствовании государственной политики на рынке труда и трудовых отношений играет политика в области заработной платы.

В контексте формирования эффективного рынка труда заработная плата должна выполнять двойную функцию: стимулировать опоры на собственные силы через высокопроизводительный труд и способствовать сокращению бедности.

Увеличение пособия по безработице до минимального прожиточного уровня увеличит нагрузку на бюджет, а это недопустимо. Однако возможны варианты. Например, часть пособия по безработице может выдаваться хотя бы талонами на покупку белорусских товаров (тем самым будет стимулироваться еще и сбыт) или перечисляться целевым назначением на оплату жилищно-коммунальных услуг (что позволит снизить бюджетную поддержку этой сферы).

Нужно признать, что не все предприятия смогут полностью сохранить свои кадры. В этом случае увольняемые работники должны видеть свои перспективы. Во-первых, получаемые ими пособия должны обеспечить их хотя бы минимально достаточными ресурсами. Во-вторых, таких работников нужно заранее готовить к смене профессии. Переподготовку желательно начинать еще до увольнения. При этом необходимо готовить такие программы переподготовки кадров, которые бы ориентировали работников на получение специальностей, востребованных в перспективе.

Сегодня на первый план выходит решение второй задачи. Только на базе увязки оплаты труда с ростом эффективности производства может быть грамотно решена задача повышения зарплаты, восстановление ее воспроизводственной функции, создание стимулов для повышения квалификации работников и эффективного использования кадрового потенциала[30, с 49]. Таким образом, перспективы развития рынка труда и его регулирования связаны в определяющей степени с разработкой и осуществлением эффективной активной политики, стимулирующей экономический рост, рациональное изменение структуры экономики и занятости. Нельзя ограничиваться методами, направленными на сдерживание безработицы и обслуживания незанятого населения. Проведение активной государственной политики на рынке труда с использованием опыта зарубежных стран должно стать составной частью экономической и социальной политики государства.

Заключение

В результате проведенного в дипломной работе исследования можно отметить, что рынок труда является одним из основных индикаторов состояния экономики, поэтому изучение процессов, происходящих на рынке труда, оценка закономерностей, тенденций его развития позволяют определять необходимые для общества социально-экономические преобразования.

Так в условиях текущей экономической ситуации рынок труда Гомельской области в 2011 году характеризовался сокращением численности безработных граждан, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите. На конец 2011 г. численность безработных составила 5,8 тыс. человек и сократилась по сравнению с 2010 годом на 1,1 тыс. человек, или на 15,9%. Коэффициент напряженности на рынке труда области снизился за год с 1,2 до 1,1 на 1 января 2012 года.

В органы по труду, занятости и социальной защите по вопросу об оказании содействия в трудоустройстве обратилось 54,1 тыс. человек, из них зарегистрировано в качестве безработных 32,8 тыс. человек, или 60,6% от числа обратившихся. Трудоустроено в 2011 году 30,3 тыс. человек, в том числе 21,5 тыс. безработных, или 70,8% от числа всех трудоустроенных.

Уровень безработицы составил 0,9% к численности экономически активного населения при прогнозе 1,1-1,2%.

В целом проведенный анализ показывает, что острой социальной напряженности не наблюдалось. Ситуация на рынке труда оставалась стабильной, управляемой, контролируемой и не выходила за рамки прогнозных показателей Государственной программы занятости населения.

Вместе с тем, рассмотрев проблемы и особенности государственного регулирования рынка труда, выделив особенности регулирования форм рынка труда в Республике Беларусь, можно сказать, что государству необходимо поддерживать определенный оптимальный уровень и структуру занятости, прежде всего, стремиться к достижению полной занятости в обществе в сочетании с эффективной занятостью, то есть поддерживать в государстве рациональную занятость. Не последнее место в решении этих проблем должно быть уделено регулированию форм занятости.

Государственная политика на рынке труда должна быть направлена, главным образом, на создание и сохранение рабочих мест, организацию общественных работ, подготовку и переподготовку кадров, поддержку доходов безработных.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи ...

Социально–экономическое развитие регионов Российской Федерации
Регионы РФ заметно различаются по структуре экономики, природно-ресурсному потенциалу, динамике численности населения и другим факторам. Соответственно и темпы социально-экономического развития российских регионов в период рыночных ...

Анализ экономических показателей деятельности ООО Колесо фортуны
В 21 веке почти у каждой семьи есть личный автомобиль, что говорит о высоком спросе на данный товар. К 2015 году по подсчетам специалистов количество автомобилей значительно возрастет (в России в 1,6 раза), вследствие чего увеличится спрос ...