Анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли

затрата издержка себестоимость оценка

R = где

R - рентабельность продукции,

Р - прибыль,

с/б - себестоимость.

Анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три ключевые особенности, существенные для формулирования обоснованных выводов.

Первая связана с временным аспектом деятельности предприятия. Так, коэффициент рентабельности продукции определяется результативностью работы отчетного периода; вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Когда предприятие делает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, значения показателей рентабельности могут временно снижаться. Однако, если стратегия перестройки была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, т.е. снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.

Вторая особенность определяется проблемой риска. Многие управленческие решения связаны с дилеммой "хорошо кушать или спокойно спать?". Если выбирают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получение высокой прибыли, хотя бы и ценой большого риска. При втором варианте - наоборот. Одним из показателей рискованности бизнеса как раз и является коэффициент финансовой зависимости - чем выше его значение, тем более рискованным с позиции акционеров и кредиторов является предприятие.

Третья особенность связана с проблемой оценки. В частности, числитель и знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены (в некотором смысле) в денежных единицах разной покупательной способности. Числитель показателя, т.е. прибыль, динамичен, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истекший период. Знаменатель показателя, т.е. собственный капитал, складывается в течение ряда лет. Он выражен в книжной (учетной) оценке, которая может весьма существенно отличаться от текущей оценки.

Кроме того, учетная оценка капитала не имеет никакого отношения к будущим доходам. Действительно, далеко не все может быть отражено в балансе: например, престиж фирмы, торговая марка, суперсовременные технологии, классный управленческий персонал не имеют денежной оценки), речь не идет о продаже фирмы в целом) в отчетности. Поэтому рыночная цена акций может значительно превышать учетную цену. Таким образом, высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала вовсе не эквивалентно высокой отдаче на инвестируемый в фирму капитал; при выборе решений финансового характера необходимо, следовательно, ориентироваться не только на этот показатель, но и принимать во внимание рыночную цену фирмы.

В процессе анализа рентабельности могут использоваться жестко детерминированные факторные модели (заложенные, например, в основу известной системы факторного анализа фирмы "Дюпон").

В основе приведенной системы действует следующая жестко детерминированная факторная зависимость:

PCK = PAK * КФЗ = где

РСК - рентабельность собственного капитала;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи ...

Анализ экономической деятельности ОАО Фермер
Организационная характеристика предприятия ...

Информационная экономика. Становление нового типа экономического роста
В истории человечества можно выделить несколько этапов, которые человеческое общество последовательно проходило в своем развитии. Эти этапы различаются основным способом обеспечения обществом своего существования и видом ресурсов, исп ...