Особая роль Российского государства в переходный период

Об огромной экономической роли государства вообще и в российской экономике в частности говорилось в предыдущей главе. Не желая повторяться здесь, остановлюсь лишь на некоторых особенностях, определяющих особую роль государства в российской переходной экономике, а именно:

Переходная Россия отличается несформировавшейся системой социально-классовой структуры. Она реструктурируется, то есть создается по существу заново.

Старая рабоче-крестьянская классовая структура разрушена основательно, а новая еще не сформировалась. Россия переживает переходный период, прежде всего, именно в этом отношении. Раз нет социально-классовой определенности, нет и движущих сил экономического развития. В данном конкретном случае - реформ. Буржуазия как основная прогрессивная и движущая сила рыночной системы еще по-настоящему не сложилась.

«Новые русские», в свою очередь, еще даже далеко не буржуазия, осознавшая себя как некое единство социальных, экономических и политических сил и интересов. Они пока ведут себя в экономике и политике на уровне интуиции, начальной стадии осознания своих интересов как интересов классовых.

Если на Россию взглянуть в настоящее время в аспекте политическом, мы увидим «лоскутное одеяло», состоящее из 89 субъектов Федерации, из которых добрые три десятка представляют собой национальные образования, генерирующие исключительно мощные центробежные силы, стремящиеся развалить не только некогда мощный СССР, но и современную ослабленную Россию. Переходные процессы столь мощно и стремительно были инициированы «белой революцией», что распалось устоявшееся гражданское общество. Это значит, что старая система государства сломана, а новой - нет. Как ни парадоксально это звучит, но российская государственность исключительно молода. И она практически не имеет своей гражданской основы в виде сложившейся социально-классовой и экономической определенности. Наоборот - государству грозят развал и разъединение по национальным квартирам, что иначе как национально-государственной катастрофой не назовешь. Следовательно, молодое Российское государство просто вынуждено в сложившихся исторических условиях взять на себя элементарные интеграторские функции - обязательства остановить развитие центробежных сил в «расползающимся по швам» обществе. Таким образом, одной из труднейших задач Российского государства является задача национальной консолидации и интеграции - создания собственных экономических, социальных, политических основ как можно скорее, в целом своей гражданской основы. Россияне должны осознать и свою национальную специфику, и свою принадлежность к конкретному национальному, экономическому, социальному и политическому единству, в чем и видится особая роль Российского государства в переходный период. В значительной степени эта особая роль Российского государства усиливается при осознании того очевидного факта, в сколь короткое историческое время оно должно решить названные задачи. Такую роль Российское государство выполнит, если оно станет наднациональной, надполитической силой, мощной, авторитетной, умеющей осознавать и защищать как свои собственные государственные интересы, так и интересы своих граждан.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи ...

Совокупный спрос и совокупное предложение
Ключевой проблемой экономической теории и экономической политики любого государства является макроэкономическое равновесие, поэтому рассмотрение этой проблемы имеет первостепенное значение как с теоретической, так и с практической точе ...

Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнов ...