Инструменты государственного регулирования экономики

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики, так как в нем сосредоточиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство. В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей. Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного фонда страны и его расходования.

Госбюджет выполняет много функций, однако, важнейших три: распределительная, контрольная и регулирующая. Именно через эти функции в совокупности государственный бюджет и становится регулирующим экономику рычагом в руках государства.

Государственный бюджет имеет стандартную структуру везде. В разных странах госбюджеты отличаются лишь структурой доходов и расходов. Например, в доходной части госбюджета США налоги с физических лиц занимают до 60 %, а в России - 10-12 %. В расходной части госбюджета Швеции первую строчку занимают затраты на осуществление социальной политики, а в России - затраты на хозяйственные нужды. Так в структуре госбюджета можно увидеть приоритетные направления государственной политики в целом и государственного регулирования.

Структура госбюджета состоит из двух больших разделов:

доходов и расходов - сведенных в обыкновенный баланс (платежный счет).

Доходы госбюджета обеспечивают:

1) налоги на физические и юридические лица, акцизы, гербовый сбор, фискальные и протекционистские таможенные сборы;

2) доходы от государственных предприятий и операций с объектами государственной собственности;

3) поступления во внебюджетные или в целевые фонды - для решения конкретных, наиболее актуальных социальных и экономических проблем. Это фонды: пенсионный, социального страхования, охраны окружающей среды, строительства дорог, переподготовки рабочей силы и т. д. Таких фондов может быть очень много.

Госбюджет расходует собранные денежные ресурсы страны на:

1) государственное управление;

2) оборону;

3) социально-экономические цели;

4) хозяйственную деятельность государства;

5) внешнеэкономическую деятельность.

Безусловно, как доходная, так и расходная части представляют собой процесс государственного регулирования не только экономики, но и политической, и социальной жизни. Уже сам сбор налогов есть целый комплекс рычагов регулирования. В то же время государственные расходы четко направляют страну, ее экономику в необходимое русло развития. И то и другое объединяются в так называемую дискреционную фискальную политику. Дискреционная фискальная политика - это политика правительства, направленная на регулирование налоговой системы и государственных расходов с целью воздействия на промышленное производство, инфляцию, занятость и т. д. Хорошим примером, иллюстрирующим дискреционную фискальную политику, является анализ знаменитого «кейнсианского креста», где особенно четко показано влияние государственных расходов на формирование совокупного спроса с целью достижение макроэкономического равновесия.

Таким образом, очевидно, что фискальная политика государства означает формирование госбюджета через систему налогообложения, с одной стороны, и осуществление определенной экономической политики посредством распределения финансовых средств - с другой. Имеется в виду, что фискальная политика есть и политика налогообложения, и политика расходования собранных средств.

Налогообложение надо, в первую очередь, рассматривать с двух точек зрения: прогрессивности и эффективности его. Под, последним понимается минимизации затрат, связанных с перераспределением ВНП, а именно это представляет собой налогообложение. Чем меньше несет государство расходов на сбор налогов и формирование госбюджета, тем эффективнее налоговая система.

Прогрессивность налоговой системы определяется тем, в какой степени сокращается неравенство распределения доходов после выплаты налогов. Прогрессивность налогообложения зависит и от того, что облагается налогом: доход или потребление. Либо в каком сочетании эти два подхода реализуются. Дело в том, что, облагая налогом доход, государство в действительности облагает вклад производителя в «общий пирог». Облагая же потребление, - кусок от того пирога, который достается потребителю. Здесь явно нарушается принцип справедливости, а в целом - прогрессивности. Дело высшей государственной важности - сводить их на нет по мере возможности, развивать и совершенствовать систему налогообложения. В этом и проявляется корректирующая функция государства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи ...

Статистико-экономический уровень и эффективность производства животноводства
животноводство народный российский типологический Тема курсового проекта- статистико-экономический уровень и эффективность производства животноводства. Животноводство - одна из важнейших отраслей народного хозяйства. От животноводства л ...

Рынок образовательных услуг в России и за рубежом
Тема текущего состояния и модернизации образования на сегодняшний день является одной из самых востребованных и, действительно, активно, широко и заинтересованно обсуждаемых: она регулярно поднимается в центральных и региональных СМИ, ...