Инструменты государственного регулирования экономики

Налоги платить необходимо. Ведь они представляют собой «взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти» (К. Маркс). Следовательно, размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и т. д. Очевидно, чем больше функций выполняет государство, тем больше налогов необходимо ему собирать. Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.

Аксиомой стали четыре принципа налогообложения, выработанные А. Смитом: простые, ясные, недвусмысленные, понятные.

1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен.

3. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Система налогообложения бывает прогрессивной, регрессивной, пропорциональной. Прогрессивная система означает рост налоговой ставки вместе с ростом доходов и падение этой ставки с уменьшением доходов. При этом ставки налогов растут быстрее роста доходов, зато и падают быстрее с уменьшением доходов.

Регрессивная система формируется при косвенном налогообложении и акцизах. Косвенные налоги - это налоги, так или иначе включаемые в цену продукта, и таким образом налогом облагается не доход, а потребление. Регрессивность означает, что, чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя. Он потребляет больше, чем сберегает, а потребляет больше дешевых продуктов, на которые косвенные налоги выше.

Пропорциональная система налогообложения основана на прямом соответствии темпов роста налоговых ставок росту доходов и понижению их с падением доходов,

Государство облагает налогом то, что ему легче подсчитать. Ему легче контролировать доходы - оно в основном их и облагает налогом. Что-то тут оно не может учесть - налог будет установлен, на первый взгляд, на производство. Например, НДС - налог на добавленную стоимость - налог на производство. Хотя государство отчетливо понимает, что производитель включит НДС в свои издержки, а, следовательно, платить его будет потребитель. Безусловно, налоги надо платить, хотя они в принудительной форме сокращают доходы населения. Налоговая система позволяет государству, по мере возможности, равномерно распределять его затраты на все общество. Именно это обстоятельство ставит заведомо вне рамок закона тех, кто скрывает свои доходы от налогообложения. К сожалению, в России эта практика имеет место везде - следствие неразберихи переходного состояния самой России. А вот на Западе самым суровым уголовно наказуемым преступлением после убийства и выпуска фальшивых денег является сокрытие доходов от налогообложения, оценивается оно как преступление против основ государственного строя.

Налоговая политика - это не только политика формирования госбюджета. Варьируя налоговые ставки, государство либо стимулирует производство тех или иных товаров и услуг, либо заставляет уменьшать их производство. Таким образом, государство как бы косвенно заставляет свободных товаропроизводителей менять инвестиционную политику. С другой стороны, оно, оперируя теми же налоговыми ставками, пытается скорректировать уровень жизни населения, увеличивая подоходный налог с больших доходов и развивая за этот счет систему социальной защиты наименее оплачиваемых работников.

Корректирующая и регулирующая функции государства особенно наглядно проявляются в расходовании госбюджетных средств, в операциях с ценными бумагами, субвенциях, структурной политике и политике социальной защиты.

Посредством скупки и продажи ценных бумаг государство увеличивает или уменьшает банковские резервы, следовательно, повышает или понижает ставку процента и, стало быть, проводит политику «дорогих» или «дешевых» денег. Регулирует доступность кредита и в целом корректирует инвестиционную политику.

Субвенции государство, как правило, оказывает отраслям производства, отстающим в развитии от общего уровня. Такие отрасли имеют слабый потенциал накопления, экономике они крайне необходимы, но своими силами равняться в развитии с остальными отраслями, конкурировать с ними не могут. Эти отрасли: почти везде сельское хозяйство, добывающие отрасли, кроме нефтегазовой. Особенно нуждаются в этом горнодобывающие отрасли. Получателем субвенции может быть отдельное предприятие, и не обязательно из указанных отраслей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи ...

Деятельность организации социальной защиты как фактор обеспечения экономической безопасности населения региона (на примере Управления Социальной защиты населения Артемовского городского округа)
Проблемы управления в сфере защиты граждан, общества в целом особенно обостряются на стадии становления рыночных отношений, когда наиболее ярко проявляются, с одной стороны, ключевые признаки рыночной экономики (множественность форм с ...

Выбор оптимальной схемы энергоснабжения промышленного района
Курсовая работа предназначена для выполнения расчетов по технико-экономическому обоснованию выбора схемы энергоснабжения промышленного района. В работе рассматриваются варианты снабжения электроэнергией и теплотой заданного района ...