Инвестиции и динамика ВВП. Теория мультипликатора и акселератора

Эффект мультипликатора действует при любом изменении совокупных расходов, т.е. не только тогда, когда они растут, но и когда уменьшаются. Применительно к российской практике данный пример должен звучать так: сокращение инвестиций на 100 млн. руб. при мультипликаторе, равном 3, приведет к уменьшению ВВП на 300 млн. руб.

С эффектом мультипликатора тесно связано действие эффекта акселерации. Оно означает, что существует связь между приростом дохода и продаж и приростом инвестиций для расширения мощностей, производящих товары, на которые вырос спрос. Изменения в спросе на инвестиции рассматриваются как функция от изменения дохода, при этом инвестиции увеличиваются в большей степени, чем прирост дохода:

= h ∆Y , где [11, с.283]

- производные (стимулированные) инвестиции;

h - коэффициент акселерации,

∆Y - изменение дохода

Эффект акселератора в самом общем виде означает, что изменение в объемах продаж готовой продукции ведет к изменениям в спросе на средства производства, производящие эту продукцию.

Инвестиционный акселератор - коэффициент, показывающий зависимость изменения инвестиций от изменения дохода. Аналогично мультипликатору воздействие механизма акселерации двусторонне, т.е. его действие может проявляться не только в приросте инвестиций, но и в их сокращении.

Так, снижение объема продаж ведет к сокращению дохода и уменьшению инвестиций в п количество раз, равное величине акселератора.

Между мультипликатором и акселератором существуют и различия. Если мультипликатор характеризует некое разовое непосредственное воздействие на доход со стороны спроса в текущем году, то эффект акселератора показывает связь между инвестициями текущего года и расширением производства в следующем году.

Связь между этими показателями можно условно показать в виде схемы (см. рис. 2):

Рис.2. Взаимодействие эффектов мультипликатора и акселератора

Из данной схемы видно, что автономные инвестиции вызывают действие эффекта мультипликатора, что способствует росту дохода Следующий за этим рост спроса и объема продаж ведет к появлению стимулированных инвестиций и действию эффекта акселератора.

Таким образом, из приведенного анализа очевидно:

. Потребление, сбережения, инвестиции - чрезвычайно тесно взаимосвязанные экономические категории. Инвестиции более активный элемент во всей этой совокупности, так как именно они оказывают мультипликационный эффект.

. Кейнсианская теория мультипликатора показывает, что крупные расходы правительства (государства), фирм, частных лиц (потребление) положительно сказываются на объеме и масштабах производства национального дохода.

. Принцип акселерации имеет дело со стимулированными инвестициями, которые зависят от дохода, т.е. являются результатом возрастания конечного спроса или объема продаж. Следовательно, изменение дохода зависит от автономных и стимулированных инвестиций. Иначе говоря, оно зависит от взаимодействия мультипликатора и акселератора.

инвестиция мультипликатор акселератор капиталовложение

Перейти на страницу: 1 2 

Другие статьи ...

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО Донской Аварийный Комиссар
Место прохождения практики - ООО «Донской Аварийный Комиссар». Должность - специалист по оформлению ДТП. Сроки прохождения практики: с ____ по ____. Цель практики - углубление и закрепление теоретических знаний, полученн ...

Роль информационной инфраструктуры в повышении конкурентоспособности предприятия
Актуальность темы работы связана с тем, что в условиях современной рыночной экономики повышение конкурентоспособности промышленного предприятия невозможно без использования современной, достоверной и полной информации. Информация являе ...