Проблемы инвестиций в современной экономике России

Учитывая нынешнее состояние производственных фондов России, необходимо, как минимум, в два раза больше инвестиционных средств по сравнению с темпами инвестирования за последние семь лет. Объем инвестиций в 18% ВВП в среднем за период 1999-2012 гг. оказался явно недостаточным для реструктуризации отечественного производства и выпуска конкурентоспособной продукции. Даже несмотря на положительный темп роста инвестиций в основной капитал, степень износа основных производственных фондов настолько велик, что этот рост ничего не дает. По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, для улучшения ситуации стране требуется 15-25 млрд. долл. США ежегодных инвестиций в основной капитал. Нижняя граница - необходимый минимум, обеспечивающий простое воспроизводство, верхняя - сохранение темпов экономического роста на уровне 2007 г. [27, c.30]

Наличие масштабных кризисных явлений в российской экономике, проявляющееся в том числе как неэффективная структура инвестиционных вложений в промышленности, и деструктивное влияние этих факторов на экономическое развитие России вызывают внимание органов государственного управления. Правительством РФ подготовлен обновленный антикризисный план на 2009 год [4], определяющий приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны, которые могли бы повлиять на инвестиционную активность в стране.

Программа обеспечивает оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, ориентированных на строительство новой, более эффективной экономики. В соответствии с Программой Правительство РФ будет осуществлять свою деятельность исходя из семи приоритетов [4].

Первый приоритет включает в себя выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала. Общие расходы федерального бюджета на эти цели (включая нормативно-обусловленные расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, пенсии) составят в 2009 году 4365,4 млрд. рублей, что превышает уровень 2008 года на 30,4 процента.

Второй приоритет - это сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста. Деятельность Правительства РФ в этой сфере будет направлена на создание условий для существенного повышения эффективности российских предприятий. На поддержку вправе рассчитывать лишь те предприятия, которые ориентированы на обновление, рост эффективности и продвижение на рынок конкурентоспособной продукции, но сегодня испытывают временные трудности в связи с недостатком кредитов и снижением спроса.

Третий приоритет направлен на активизацию внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста. Важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки) в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа. Будут приняты меры по защите внутреннего рынка и предоставлению преференций отечественным производителям в соответствии с международной практикой.

Четвертый приоритет - стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики. Государством будет расширена поддержка инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо- и энергоэффективности.

Пятый приоритет призван обеспечить создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности.

Шестой приоритет - формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики.

Седьмой приоритет - обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов [4].

Среди мер, профинансированных из средств федерального бюджета, большой интерес вызывают меры по поддержке отдельных предприятий, так как в данном случае видна инвестиционная направленность вложений.

По состоянию на 01.04.2009 были сделаны взносы в уставные капиталы следующих компаний: Росагролизинг (25 млрд. руб.), ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" (15 млрд. руб.), ОАО "КАПОим. С.П.Горбунова" (4,13 млрд. руб.), Государственный космический НПЦ им. М. В. Хруничева (8 млрд. руб.), Россельхозбанк (45 млрд. руб.). Очевидно, что в масштабах страны такие суммы не смогут обеспечить инвестиционного подъема в отраслях оборонного и агропромышленного комплексов и являются мерами адресной поддержки [22, c.3].

В конце 2008 г. был утвержден перечень системообразующих организаций, которые могут претендовать на государственную поддержку. За I кв. 2009 г. средства предоставлены девяти предприятиям, в числе которых ОАО "РЖД", ОАО "Международный аэропорт "Сочи", ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "РусГидро", ФГУП "Космическая связь", ОАО "ГАЗ". Объемы вложений также не позволяют судить о стимулировании инвестиционной активности в названных отраслях [22, c.3].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи ...

Совокупный спрос и совокупное предложение
Ключевой проблемой экономической теории и экономической политики любого государства является макроэкономическое равновесие, поэтому рассмотрение этой проблемы имеет первостепенное значение как с теоретической, так и с практической точе ...

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на примере ООО Ансант
Эффективность функционирования предприятия, независимо от организационно-правовой формы и видов его деятельности в условиях рынка определяется способностью предприятия приносить достаточный доход или прибыль. Прибыль - это конечный рез ...