Полная и ограниченная информированность субъективность рынков и их влияние на эффективность

Характер труда и отдыха, система образования и рынок непосредственно испытывают на себе растущее влияние информации и знаний. Возникновение «компьютерной культуры» координально изменяет экономическую культуру общества, равно как и индивидуальную психику человека, принадлежащего этой культуре. Несомненно, прогрессирующее развитие информационных технологий преобразует весь образ жизни, ее уклад и традиции. В результате человечество уже не может жить без компьютера, а также само существенно изменяется вместе с последним [15, с. 22].

Потребность в информации постоянно возрастает по мере расширения экономических связей, вовлечения в хозяйственный оборот все новых субъектов. Подчеркнем, что информация уменьшает степень неопределенности при принятии решений. Она восполняет недостаток знаний обо всех имеющихся возможностях и факторах, способных повлиять на результат решений.

Информация является ведущим предметом труда и решающим средством труда. Информация воплощается во всех факторах общественного производства и самым непосредственным образом воздействует на характер, условия и содержание общественного труда.

Особое внимание обратим на то, что по мере эволюции рыночного хозяйства постепенно меняется структура спроса на информацию. С приближением к модели социального рыночного хозяйства более быстрыми темпами растет спрос на социальную информацию. Это объясняется общей тенденцией развития социально-экономического механизма, предполагающей, что общественное развитие является результатом взаимодействия противоположных начал - социального и экономического. Это дает основание утверждать, что социальная и экономическая стороны общественного прогресса развиваются синхронно, в тесной зависимости друг от друга, но не дает повода для утверждений о доминировании экономического фактора. Напротив, ход общественного развития показывает, что социальные цели имеют примат над экономическими. Все это определяет во многом первенство потребностей общества в социальной, а не экономической информации [9, с. 56].

Экономическая информация включает различные виды информации, способствующие реализации материальных потребностей. Социальная информация подчинена удовлетворению духовных, культурных, гуманитарных потребностей (свобода, равенство, участие в управлении, общественный престиж).

Повсеместный спрос на информацию, ее возрастающее влияние на ход общественного развития стимулировали выделение и относительное обособление новой сферы экономической деятельности, включающей сбор, хранение, обработку, доведение информации до нуждающихся в ней.

Возрастающая роль информации приводит к изменению структуры ценностей общества. Главной гарантией процветания общества становятся уже не сырьевые и энергетические ресурсы, а информационные ресурсы.

Превращение информации в важнейшую ценность общества сопровождается существенными изменениями в экономической и социальной сферах общества. К ним относятся: падение сельскохозяйственной занятости, сокращение занятости в обрабатывающей промышленности, возрастающая диверсификация деятельности в сфере услуг, расширение сферы социальных услуг, превращение знаний в важнейший элемент национального богатства, господство интеллектуального труда, трансформация капитала, его превращение в символическую форму и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 

Другие статьи ...

Анализ экономических показателей деятельности ООО Колесо фортуны
В 21 веке почти у каждой семьи есть личный автомобиль, что говорит о высоком спросе на данный товар. К 2015 году по подсчетам специалистов количество автомобилей значительно возрастет (в России в 1,6 раза), вследствие чего увеличится спрос ...

Роль экономического анализа как средства управления производством
Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сы ...