Сущность и основные формы конкуренции

Конкуренция между товаропроизводителями - тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Также можно описать конкуренцию и между потребителями, как их взаимоотношения между собой по поводу установления цен и формирования объема спроса на рынке.

Слово конкуренция ("сoncurrentia") в переводе с латинского языка обозначает "соревнование, соперничество". Как экономическая категория конкуренция представляет собой борьбу товаропроизводителей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг на рынке, а также за присвоение себе больших прибылей.

Конкуренция играет роль регулятора темпов и объемов производства, тем самым побуждает производителя повышать производительность труда, внедрять достижения науки и техники, совершенствовать организацию труда, технологию и т.д. Конкуренция является одним из факторов упорядочения цен, стимулом инновационных процессов, т.е. внедрения в производство новых технологий и изобретений. Она также способствует рациональному использованию ресурсов, вытеснению из производства неэффективных предприятий, предотвращает диктат монополистов по отношению к потребителю. Конкурентная борьба благоприятствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. При этом ресурсы распределяются по видам производства и отраслям так, чтобы продукция, которая получяется при их использовании, приносила прибыль. Таким образом, конкуренция является регулирующей силой в условиях рынка. Конкуренция выполняет в современной экономике еще одну важную функцию - она заставляет предпринимателей учитывать интересы потребителей, а значит, и общества в целом. При конкуренции рыночная среда из большого количества товаров отбирает только те, которые необходимы потребителям. Именно их удается продать.

Около 8 из 10 новых товаров не удерживаются на рынке по ряду причин:

. Недостаточное изучение спроса именно на данный товар.

. Технические и эксплуатационные дефекты товара.

. Неэффективная реклама.

. Завышенная цена. Кстати, виноваты сами торговцы, когда завышают рекомендуемые поставщиками или производителями цены. Следует помнить, что серьезные производители сначала проводят маркетинговые исследования предполагаемой цены, которую могут заплатить потребители.

. Непредвиденные ответные действия конкурентов.

. Неверно выбранное время выхода на рынок.

. Нерешенные производственные проблемы.

С конкурентами не только воюют, но стараются сотрудничать:

часто кооперируются по закупкам (сообща получают скидки за большие объемы);

объединяют усилия в реализации, нанимая общий транспорт;

дают общую рекламу. Объединив усилия, можно использовать более дорогие СМИ или давать более крупные объявления и более часто;

нанимают общий склад;

устанавливают общий уровень цен.

Последнее преследуется Антимонопольным комитетом, но доказать всегда трудно.

Создание конкурентных преимуществ. Эта политика держится на трех блоках.

. Конкурентное преимущество - это преимущество, достигаемое за счет более высокой ценности либо низких цен, либо за счет больших выгод, оправдывающих более высокие цены.

. Анализ конкурентов производят по следующим направлениям:

выявление конкурентов;

определение целей конкурентов;

установление стратегии конкурентов;

оценка возможных реакций конкурентов;

выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых лучше избегать.

Разумеется, наиболее реальные конкуренты - это те, кто имеет те же стратегические цели, что и вы. Например, ориентированы на средние или низкие цены либо на минимальный или высший сервис.

Торговая компания должна знать основных конкурентов, владеющих большей долей рынка, а о ближайшем конкуренте надо знать практически все: досье на руководителей; стратегию финансирования; долгосрочные планы; кто его поставщики; каково качество, характеристики и комплектность каждого его товара; об уровне его сервиса; о политике ценообразования; о зонах сбыта; о кадровой политике (число работающих, зарплата, стимулирование); о маркетинге (о рекламе и бюджете, продвижение товаров); торговые марки-лидеры конкурентов; вид, особенности упаковки товаров-конкурентов; данные о прибылях и убытках; особенности фирменного стиля, оформление витрин, состояние офисов, производственных и торговых помещений.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи ...

Рынок образовательных услуг в России и за рубежом
Тема текущего состояния и модернизации образования на сегодняшний день является одной из самых востребованных и, действительно, активно, широко и заинтересованно обсуждаемых: она регулярно поднимается в центральных и региональных СМИ, ...

Социально–экономическое развитие регионов Российской Федерации
Регионы РФ заметно различаются по структуре экономики, природно-ресурсному потенциалу, динамике численности населения и другим факторам. Соответственно и темпы социально-экономического развития российских регионов в период рыночных ...