Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства

Для развития предпринимательства необходимой является конкурентная среда - наличие большого числа производителей - продавцов одинаковой по своему функциональному назначению или взаимозаменяемой продукции. Конкуренция, по общему признанию, является ключевым звеном в функционировании рынка и рыночной экономики в целом. Под конкуренцией в рыночном хозяйстве понимается экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации. Это предполагает отсутствие монопольного производства, препятствующего развитию конкуренции. Роль конкуренции в формировании предпринимательства состоит в выявлении наиболее результативных, эффективных путей развития путем сравнения, отбора лучших способов деятельности.

В условиях конкуренции происходит жесткая проверка идей и личных качеств предпринимателей, уровня их образованности, способности верно ориентироваться в окружающем мире. И на вершину поднимаются лишь те, кто умеет правильно понять и, верно оценить и удовлетворить общественные потребности. Таких оказывается немного. Большинство из огромного числа новых предприятий, как правило, терпит неудачу и исчезает. Одни объявляют себя банкротами, другие самоликвидируются, когда становится ясно, что надежды па успех не сбудутся. Но достаточное число предприятий работают успешно, создавая новые рабочие места, новые области деятельности и новую добавленную стоимость, в которой нуждается современная экономика. Предпринимательство и конкуренция - это звенья одной цепи.

Однако не следует особенно полагаться на естественность и независимость процессов формирования конкурентных отношений и развития предпринимательства. Об этом ярко свидетельствует хозяйственная практика развитых стран. Например, высококонкурентная среда Японии насквозь пронизана государственной регламентацией. Поддержание конкуренции требует непосредственного, а порой жесткого воздействия государственных органов на субъекты предпринимательской деятельности. Это обширная проблема, решение которой требует всестороннею регулирования экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности и организационноправовых форм предпринимательской деятельности; ясную и четко ориентированную антимонопольную политику; определение локальных естественных монополий и механизма государственною контроля и регулирования их деятельности.

В российском законодательстве, прежде всего, законе "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (принят 22 марта 1991 г.) имеются конкретные перечисления направлений, по которым возможны рекомендации со стороны Антимонопольного комитета с целью содействия развитию предпринимательства и конкурентных методов ведения хозяйства. Назовем основные из этих направлений:

о предоставлении льготных тарифов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен, в том числе от установления фиксированных цен на товары, производимые или реализуемые хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением;

о создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в частности, за счет государственных капиталовложений;

о финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;

о внесении изменений в перечни видов деятельности подлежащих ликвидированию.

В настоящее время в период перехода к рынку российское государство, встав на защиту рыночной конкуренции, должно противопоставить монополизму весь свой экономический и политический потенциал, найти действенные средства антимонопольной профилактики, демонтировать опасные для экономики монопольные структуры. Без повышения общего конкурентного тонуса не удастся осуществить ни структурные преобразования производства на основе научно-технического прогресса, ни переход к экономическому росту.

Новые отечественные негосударственные структуры, неготовые к открытой и честной конкуренции, болезненно реагируют на попытки правительства ограничить их монополистическое поведение. Известно, например, как негативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей оптовой торговлей, встретили российские законодательные акты, направленные на предотвращение монополизации этого рынка. Поэтому демонополизация экономики была и остается постоянной заботой и обязанностью государства, одним из основных направлений его деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Статистические показатели
В современном обществе, во время перехода к рынку, важно принятие рациональных управленческих решений. Для этого необходимо проводить анализ хозяйственной деятельности организаций, экономики в целом. Это позволяет делать статистика. О ...

Статистико-экономический уровень и эффективность производства животноводства
животноводство народный российский типологический Тема курсового проекта- статистико-экономический уровень и эффективность производства животноводства. Животноводство - одна из важнейших отраслей народного хозяйства. От животноводства л ...