Государственное регулирование конкуренции

Одним из основополагающих условий эффективного социально-экономического развития российской экономики является обеспечение свободы конкуренции, за исключением отдельных случаев, определяемых экономической целесообразностью. Поддержка и развитие здоровой конкуренции является одной из основных функций государства, строящего рыночную экономику, в грамотной и успешной реализации которой заинтересованы как субъекты экономической деятельности, так и в конечном итоге все общество.

Государственное регулирование конкуренции вырастает из защиты государством свободы торговли и свободы предпринимательства, представляя собой комплекс последовательных мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.

Структурно конкурентная политика включает в себя классическую борьбу с монополизированной структурой: принудительное разукрупнение и санкционное преследование злоупотреблений на товарных рынках доминирующим положением. Вместе с тем, государственная миссия состоит еще и в том, чтобы содействовать созданию новых хозяйствующих субъектов, в частности в сфере малого и среднего бизнеса, путем различных дифференцированных регулирующих воздействий: налоговых, ценовых, инвестиционных. При этом необходимо констатировать тот факт, что в последние десятилетия российская конкурентная политика отождествляется с антимонопольной в системе регулирования российской экономики государственная поддержка конкуренции все еще не позиционируется в качестве основополагающего элемента этой системы, а скорее рассматривается как некая защита интересов предпринимателей. Однако регулирующие функции антимонопольной политики государства не должны исчерпываться правовой охраной экономических свобод конкретных потерпевших и предполагают управляющее воздействие на более широкий круг общественных отношений.

Как отмечается в Программе развития конкуренции в России на период 2011-2015 гг., утвержденной Распоряжением Правительства РФ, основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции - комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти. До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено, прежде всего, на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.

Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.

Таким образом, основные элементы стратегии в поддержку предпринимательства и конкуренции направлены на обеспечение равных возможностей для всех предприятий, на такое повышение конкуренции, давление которой с течением времени может стать устойчивым, и на улучшение качества условий хозяйственной деятельности. Также в число ключевых приоритетных задач развития конкуренции входит:

– сокращение мягкой поддержки предприятий при одновременном стимулировании их реорганизации на рыночных принципах;

– создание равных условий для всех предприятий путем реформирования налоговой системы и устранения других обусловленных экономической политикой барьеров на пути новых предприятий, проведения реформ государственного управления и судебной системы на национальном и региональном уровнях;

– снижение препятствий для прямых иностранных инвестиций, в том числе количества и сферы действия существующих ограничений на прямые иностранные инвестиции, охватывающих не только промышленность, но также и инфраструктурные монополии и сектор услуг;

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи ...

Анализ экономической эффективности производства зерна в СПК Голынка и разработка рекомендаций по её повышению
производство зерноводство экономический Решение продовольственной проблемы в Республике Беларусь в первую очередь зависит от эффективности функционирования зернового производства, уровень развития которого во многом определяет социально- ...

Государственное регулирование цен в странах с развитой экономикой
Государственное регулирование экономики является необходимым элементом функционирования экономики любой страны. Одной из форм, видов такого регулирования является государственное регулирование цен. Государственное регулирование цен ...