Роль нефтяного сектора в развитии конкурентоспособности экономики Казахстана

Комплексное использование нефтегазовых ресурсов республики способно привести к высоким экономическим результатам. Для сравнения достаточно привести такие данные: суммарная экономическая оценка глубокой переработки нефти и газа, извлекаемых из некоторых месторождений, может составить по одному из реальных вариантов величину в 4-4,5 раза превышающую этот показатель от реализации непереработанного ресурса. При этом в полной мере будут загружены мощности нефтехимических и газоперерабатывающих заводов Западного Казахстана, исходные фракции для которых до сих пор поступают из России и Украины.

Комплексное использование нефтегазового сырья в республике понимается как переработка сырья по топливной схеме. В то же время следует отметить, что потребление нефти на химические нужды во всем мире не превышает 10-15% ее переработки, хотя эффективность использования конечных продуктов нефтехимического синтеза превышает аналогичный показатель применения остальных 90% нефти в топливно-энергетических целях.

Одной из главных проблем нефтяной отрасли Казахстана является недостаточный объем переработки добываемой нефти. Добычу нефти в республике ведут пять десятков компаний, а переработкой занимаются лишь две - «КазМунайГаз» и китайская CNPC. В республике работают три нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) - Атырауский (АНПЗ), Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) и Шымкентский, он же «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП). Все они имеют устаревшие технологии с высокой степенью износа. Производственные мощности заводов используются едва на две трети. Причина - слабая загрузка сырьем. Конечно, НПЗ могли бы перерабатывать больше нефти, но это нанесет ущерб экспортным поставкам сырья. А они остаются приоритетом для добывающих компаний: гнать нефть на внешний рынок сегодня гораздо выгоднее, чем перерабатывать ее на месте. В последние годы ситуация радикально меняется. Основным фактором становится увеличение числа иномарок, что ведет к росту спроса на высокооктановые автобензины. Причем современный автопарк растет темпами, значительно опережающими их производство. С 2007 по 2010 год количество автомобилей в Казахстане удвоилось. К примеру, согласно данным Комитета дорожной полиции, в Казахстане в 2009 году было зарегистрировано 3,18 миллионов автомобилей, что на 20% выше, чем в 2005 году. Но НПЗ Казахстана в 2009 году увеличили объемы нефтепереработки лишь на 4,6%, а в 2007году и того меньше - на 3,2%.

При этом объемы производства нефтепродуктов, не говоря об их качестве, тоже оптимизма не вызывают. Требующий все больше качественного топлива растущий автопарк не стал стимулом для развития и модернизации нефтепереработки. Многокомпонентные каталитические нейтрализаторы и лямбда-зонды, с которыми многие иномарки попадают в Казахстан, в считаные месяцы выходят из строя. И это понятно. Рейды, совершаемые, к примеру, природоохранной прокуратурой Алматы, показывают, что лишь немногие из АЗС продают качественный бензин.

В нефтегазовой отрасли существует ряд нерешенных проблем, таких как:

целесообразность принятия решений проектов расширения Тенгиз, Карачаганак и Кашаган;

экономическая эффективность продолжения эксплуатации по ряду месторождений на поздней стадии разработки, в основном, в рамках контрактов на недропользование РД;

отсутствие пополнений ресурсной базы новыми месторождениями углеводородного сырья, фонд подготовленных структур республики на сегодняшний день практически исчерпан;

неудовлетворительное состояние нефтеперерабатывающей отрасли по высокотехнологичным процессам и по глубокой переработке углеводородного сырья;

диверсификация отрасли в направлении создания конкурентоспособной экспортной нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью;

создание новых и расширение существующих экспортных систем для развития нефтегазотранспортной инфраструктуры.

В соответствии с рисунком 3 рассмотрим проблемы нефтяного сектора Казахстана.

Отсутствие дифференциации топливных акцизов в зависимости от качества нефтепродуктов делает наращивание производства высококачественного бензина невыгодным. Однако снижение акцизов на него ситуацию вряд ли изменитонн По экспертным оценкам, не менее 30% реализуемого моторного топлива не попадает под акцизы, поскольку по пути в бензобаки оно разбодяживается различными присадками. И если сегодня государство не способно контролировать текущую ситуацию, то что будет после введения экологической дифференциации?

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи ...

Рынок образовательных услуг в России и за рубежом
Тема текущего состояния и модернизации образования на сегодняшний день является одной из самых востребованных и, действительно, активно, широко и заинтересованно обсуждаемых: она регулярно поднимается в центральных и региональных СМИ, ...

Создание цветочного магазина Флоренция
цветочный магазин финансовый проект сбыт Создание цветочного бизнеса - это не только красиво, но ещё и прибыльно. Ёмкость отечественного рынка цветов составляет более полутора миллиардов долларов в год и продолжает неуклонно увелич ...