Цель, задачи и методы анализа рентабельности организации

Цель анализа рентабельности - выявление и оценка резервов роста прибыли и повышения рентабельности.

Основными задачами анализа рентабельности организации являются:

1 оценка динамики рентабельности за ряд лет;

2 определение влияния факторов на изменение рентабельности деятельности организации;

3 выявление резервов повышения рентабельности;

4 разработка мероприятий по использованию возможностей роста рентабельности.

Исходя из вышеизложенных задач анализ прибыли производится в следующей последовательности:

5 анализ рентабельности хозяйственной деятельности;

6 анализ распределения и использования прибыли отчетного периода.

Основным источником информации для анализа служит «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение к балансу организация, форма № 2).

При сравнительном анализе рентабельности хозяйственной деятельности структурных подразделений организации или ее конкурентов (сравнительный анализ качества работы организаций) необходимо оценивать следующие показатели рентабельности:

7 рентабельность продаж по прибыли от реализации;

8 затраторентабельность по прибыли от реализации (рентабельность текущих затрат);

9 ресурсорентабельность по прибыли отчетного периода (рентабельность ресурсов);

10рентабельность функционирующего капитала по прибыли отчетного года;

11рентабельность собственного капитала по прибыли отчетного периода.

Анализ рентабельности организации следует проводить по данным работы за год и по кварталам. При этом фактические показатели рентабельности за исследуемый период сравнивают с плановыми (расчетными) показателями и показателями за предыдущие периоды. Показатели за предыдущие периоды приводятся к сопоставимому виду с помощью индекса цен. Плановые показатели разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования.

Затем изучают влияние факторов на показатели рентабельности и определяют резервы роста показателей рентабельности.

Для обеспечения роста рентабельности темпы роста прибыли должны опережать темпы роста используемых ресурсов или результата деятельности, т. е. выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

В процессе анализа следует изучить динамику показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с организациями-конкурентами.Для полноты исследования целесообразно провести анализ прибыли и рентабельности по структурным подразделениям. Оценка влияния факторов на изменение рентабельности ведется с учетом формирования прибыли. Основными факторами, влияющими на размер прибыли и рентабельности, а значит резервами их роста, являются объем и структура объема произведенной продукции, выручка от реализации, себестоимость продукции, производительность труда, эффективность использования основных и оборотных средств, размер прочей прибыли, уровень цен и др.

Для определения основных направлений поиска резервов повышения рентабельности организации факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам (рисунок 1.1.2).

К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций,

инфляция и др. эти факторы не зависят от деятельности организаций, но могут оказывать значительное влияние на величину рентабельность.

Рисунок 1.2.1- Факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности

Источник: [28, с. 521]

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда. Трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др. К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности организации все вышеперечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на себестоимость продукции, а значит, на прибыль и рентабельность, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Государственное регулирование цен в странах с развитой экономикой
Государственное регулирование экономики является необходимым элементом функционирования экономики любой страны. Одной из форм, видов такого регулирования является государственное регулирование цен. Государственное регулирование цен ...

Классификация затрат, включаемых в себестоимость изготовленной продукции
Каждое предприятие, фирма прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход она сможет получить. Прибыль предприятия, фирмы зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена пр ...