Цель, задачи и методы анализа рентабельности организации

Анализируя рентабельность, следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит от учетной политики организации. Рентабельность в целом по организации зависят от таких факторов первого порядка, как: объем реализации продукции (VPPi), его структура (Удi), себестоимость (Сi), уровень среднереализационных цен (Цi) (рисунок 1.2.2) [7, с. 59]:

П = ∑ [VPPi * Удi * (Цi - Сi)]. (15)

Рисунок 1.2.2 - Схема зависимости рентабельности продукции (работ, услуг) от основных факторов

Источник: [7, с. 59]

Уровень рентабельности производственной деятельности, исчисленный в целом по организации (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции (VРПобщ), ее себестоимости (З) и средних цен реализации (УД).

Факторная модель этого показателя имеет вид:

(16)

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по организации можно выполнить способом цепных подстановок. Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:

= Пi / Зедi = VРПi (Цi-Зi) /VРП*Зi = (Цi-Зедi)/Зедi = Цi / Зед i-1. (17)

Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по организации, имеет следующий вид:

. (18)

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

= Пi / ВРi = VРПi (Цi-Зi) /VРП*Цi = (Цi-Зедi)/Цi. (19)

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Прибыль зависит от себестоимости (Зед), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (ΣК) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал в организации, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в следующем виде:

. , (20)

Рентабельность организации зависит от таких показателей как: прибыль отчетного периода, среднегодовая стоимость основных и нормируемых оборотных средств. Расчет влияния факторов осуществляется по следующей методике:

1. Влияние изменения прибыли отчетного периода на рентабельность организации:

ΔРо (Δп) = (П1/(ОПФ0+ОС0)*100)-(П0/(ОПФ0+ОС0)*100), (21)

где ΔРо (Δп) - изменение рентабельности организации в результате изменения прибыли отчетного периода;

П1, П0 - прибыль отчетного периода за отчетный и базисный период соответственно;

ОПФ0 - среднегодовая стоимость основных средств базисного периода;

ОС0 - среднегодовая стоимость оборотных нормируемых средств базисного периода.

. Влияние изменения среднегодовой стоимости основных средств на рентабельность организации:

ΔРо (Δопф) = (П1/(ОПФ1+ОС0)*100)-(П1/(ОПФ0+ОС0)*100), (22)

где ΔРо (Δопф) - изменение рентабельности организации в результате изменения среднегодовой стоимости основных средств;

П1 - прибыль отчетного периода за отчетный период;

ОПФ1, ОПФ0 - среднегодовая стоимость основных средств отчетного и базисного периода соответственно;

ОС0 - среднегодовая стоимость оборотных нормируемых средств базисного периода.

. Влияние изменения среднегодовой стоимости оборотных нормируемых средств на рентабельность организации:

ΔРо (Δос) = (П1/(ОПФ1+ОС1)*100)-(П1/(ОПФ1+ОС0)*100), (23)

где ΔРо (Δос) - изменение рентабельности организации в результате изменения среднегодовой стоимости оборотных нормируемых средств;

П1 - прибыль отчетного периода за отчетный период;

ОПФ1 - среднегодовая стоимость основных средств за отчетный период;

ОС1, ОС0 - среднегодовая стоимость оборотных нормируемых средств отчетного и базисного периода соответственно.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Статистико-экономический анализ труда и его оплаты в животноводстве на примере ОАО Агрохим-Прибой Граховского района Удмуртской республики
Переход к рыночной экономике заставляет хозяйства избавляться от «лишней» рабочей силы. При этом сокращение численности происходит за счет роста профессионального мастерства. Отсюда проблема занятости сельского населения становится осо ...

Создание предприятия в сфере оказания мелких бытовых услуг на дому (город Великие Луки)
Ни для кого не секрет, что в нашей стране много одиноких, в том числе разведённых женщин. Часто они имеют хорошую работу, сами воспитывают детей, а вот мужская помощь в хозяйстве становится для них очень актуальной проблемой. И в самом ...