Россия в условиях мирового финансового кризиса

Первым признаком начинающегося кризиса в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 года, который перешёл в обвал котировок в конце июля, вследствие, как полагают эксперты, заявлений премьер-министра Владимира Путина в адрес руководства компании "Мечел" в июле и военно-политических действий руководства страны в начале августа (российско-грузинского конфликта).

Особенностью российской экономики перед кризисом являлся большой объём внешних корпоративных долгов при незначительном государственном долге, и третьих в мире по величине золотовалютных резервах государства.

Кризис ликвидности в российских банках, резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ, падение цен на экспортную продукцию (сырьё и металл) начали в октябре - ноябре 2008 года сказываться на реальном секторе экономики: начался резкий спад промышленного производства, первая волна сокращений рабочих мест. 12 декабря 2008 заместитель главы МЭРТ Андрей Клепач признал, что в IV квартале 2008 экономика России вошла в рецессию. 15 декабря 2008 года заявление Клепача было опровергнуто министром финансов Алексеем Кудриным, предсказавшим рост ВВП в России в 2009 году на 3 %.

Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации. С конца ноября 2008 финансовые власти приступили к политике "мягкой девальвации" рубля, которая, по мнению экспертов, значительно ускорила спад в промышленности в ноябре - декабре 2008 года, вынуждая предприятия свёртывать производство и выводить оборотные средства на валютный рынок.

Согласно данным, обнародованным 23 января 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3% по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре - 8,7%), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие.

В то же время не произошло в условиях падения цен на нефть одномоментной девальвации рубля. В отличие от кризиса 1998 г., это оказалось возможным благодаря "подушке безопасности" в виде Стабфонда. Сейчас в условиях тотального дефицита средств Стабфонд продолжает "питать" государственные антикризисные программы, позволяя усилить промышленность и банковскую систему, в полном объеме сохранить груз социальных обязательств перед бюджетниками и пенсионерами.

В свою очередь, досрочно выплаченные долги позволили России обойтись без рекомендаций МВФ и не висеть на волоске от экономического коллапса, как происходит сейчас с менее подготовившимися к кризису правительствами других, в том числе и развитых европейских стран. А если говорить об общем экономическом положении, то выросли за последние годы и ВВП страны, и благосостояние граждан. Вот только полной реструктуризации экономики так и не свершилось, хотя едва ли это могло произойти в столь короткий срок.

В то же время расходы по линии Министерства транспорта в 2009 г. были сокращены на 29% по сравнению с бюджетными проектировками, заложенными в федеральном законе "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Правительственным постановлением № 631 от 30 июля 2009 г. принято решение о возврате в бюджет 65 млрд. руб., ранее выделенных Фонду содействия реформированию ЖКХ. Из 21 инвестиционного проекта, по которым в 2007-2008 гг. были приняты решения правительства о выделении средств Инвестиционного фонда, только шесть финансируются в соответствии со сроками и объемами, указанными в паспортах проектов. Остальные проекты либо реструктурированы с увеличением сроков реализации, либо переведены из ГЧП на 100% -ное бюджетное финансирование. Два проекта фактически свернуты. Профицит государственного бюджета, наблюдавшийся до апреля 2009 г., также усугублял негативные явления в воспроизводственных процессах в инфраструктурных отраслях, в значительной степени зависящих от бюджетной политики.

Другие статьи ...

Анализ финансовых результатов экономической деятельности организации ЗАО Мышланское Сузунского района
себестоимость Изменяющиеся условия хозяйствования требует от предприятий аграрной сферы повышения эффективности экономической деятельности и конкурентоспособности продукции. В процессе повышения эффективности необходимо рассматривать ве ...

Рынок труда, его функции, модели и роль в экономике
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм форм ...