Государственно-частное партнёрство в условиях экономического кризиса

Мировой экономический и финансовый кризис затронул все отрасли и сферы современного хозяйства. Серьезно отразился он на работе производственной инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, морских и речных портов, аэропортов, электроэнергетики, коммунального хозяйства. Инфраструктурные отрасли недостаточно адаптированы к рынку, в них рыночные отношения не имеют прочных традиций достижения равновесия за счет конкуренции, зачастую они обладают чертами естественной монополии. Во многих странах показатели их развития в кризисных условиях оказались хуже, чем экономики в целом. С началом кризиса спрос на услуги инфраструктурных отраслей существенно сократился, особенно в тех их сегментах, которые связаны с обслуживанием внешней торговли.

В некоторых странах наблюдается также серьезное снижение инвестиционной активности в инфраструктурном комплексе (например, в России, в ряде развивающихся стран). Но процесс этот не однозначен в мире и не только потому, что инвестиции в создание новой инфраструктуры в итоге создают дополнительный потребительский спрос и рабочие места, но и по причине ее стратегической и социально-экономической значимости. Имеется достаточно много стран (США, Великобритания, Республика Корея, КНР, Бразилия, Индия и др.), правительства которых увеличивают инвестиции в производственную инфраструктуру, принимают специальные меры по ее развитию в кризисных условиях.

Все страны мира стоят сейчас перед серьезными проблемами несоответствия уровня развития отраслей производственной инфраструктуры современным потребностям экономики и общества.

В постиндустриальных экономиках с их высокой производительностью труда, автоматизацией и роботизацией, компьютерными технологиями и Интернетом анахронизмом смотрятся заторы и пробки на автомобильных дорогах, разрушающиеся мосты и эстакады, горы мусора и бытовых отходов, стареющие здания общественных учреждений. Города наступают на аэропорты, обтекая их и создавая тем самым угрозу жизни многих тысяч людей при крушениях самолетов. Выработавшие нормативные сроки коммунальные сети и инженерные сооружения водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, канализации грозят авариями и техногенными катастрофами. Разрушение и устаревание инфраструктуры означают повышенные издержки для общества, негативно отражаются на производительности труда, эффективности, ведут к снижению конкурентоспособности национальных экономик, росту числа несчастных случаев, аварий и катастроф. Эти проблемы требуют огромных затрат на их решение.

Инвестиционные проекты в производственной инфраструктуре, реализуемые по схемам ГЧП, оказались уязвимыми перед финансовым и экономическим кризисом, что обусловлено сложной природой этого экономического явления, наличием в каждом партнерстве разнонаправленных интересов, высокими рисками. Разрабатываемые, осуществляемые, планируемые проекты и программы развития инфраструктуры подвергаются испытаниям по различным направлениям. Это - падение спроса на услуги инфраструктурных отраслей, снижение доступности и повышение стоимости кредитов, слабо прогнозируемые и просто неожиданные колебания валютных курсов.

Первым испытанием для государственно-частного партнерства в инфраструктурном комплексе стал финансовый кризис 1997-1998 гг., начавшийся в странах Юго-Восточной Азии, а затем перекинувшийся на Латинскую Америку. Он серьезно отразился на выполнении инфраструктурных проектов. Потоки иностранных инвестиций резко сократились. Одни проекты были свернуты по причине падения спроса или отсутствия перспективных рынков сбыта, другие - вследствие высокой инфляции и девальвации национальных валют. Экономический спад резко уменьшил доходы компаний. Инфляция привела к более высоким затратам финансовых ресурсов. Обесценивание валюты сделало невозможным во многих проектах производить обменные процессы с иностранными валютами, выполнять международные обязательства, платить по долгам. Большое число проектов в области платных дорог, портов, аэропортов было прекращено из-за банкротств компаний-операторов, а сами дороги, перегрузочные комплексы, терминалы были национализированы и перешли на финансирование из государственных бюджетов. Наконец, часть контрактов была перезаключена на новых условиях. Произошел серьезный отток капитала из отраслей производственной инфраструктуры.

Опираясь на свои капиталы, некоторые из крупнейших западных банков в период кризиса смогли осуществить экспансию на инвестиционных рынках развивающихся стран и обеспечить себе дополнительные конкурентные преимущества за счет фиксирования на предкризисном уровне и даже повышения максимальных сроков кредитования инвестиционных проектов, сохранения уровня докризисных процентных ставок и т.п.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи ...

Статистико-экономический анализ труда и его оплаты в животноводстве на примере ОАО Агрохим-Прибой Граховского района Удмуртской республики
Переход к рыночной экономике заставляет хозяйства избавляться от «лишней» рабочей силы. При этом сокращение численности происходит за счет роста профессионального мастерства. Отсюда проблема занятости сельского населения становится осо ...

Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнов ...