Государственно-частное партнёрство в условиях экономического кризиса

В период между прошлым (1998) и нынешним кризисами государственно-частное партнерство в инфраструктуре активно развивалось. По оценке МФК, рекордно высокий уровень активности государственно-частного партнёрства (ГЧП) в развивающихся странах наблюдался в 2007 г., когда частные компании инвестировали в инфраструктурные проекты в общей сложности 160 млрд. долл.

Кризис в отраслях производственной инфраструктуры начался в середине 2008 г. Падение фондовых рынков, трудности на рынках капитала, снижение спроса и ухудшающиеся общеэкономические условия вынудили правительства и частных инвесторов переоценить весь массив проектов ГЧП. В результате некоторые из запланированных проектов были отложены до лучших времен, а начавшиеся приостановлены, реструктурированы или прекращены.

Можно выделить несколько основных тенденций развития рынка инфраструктурных проектов.

. Заключение новых контрактов ГЧП на объектах инфраструктуры замедлилось во всех странах. Кризис на рынке кредитных ресурсов и экономический спад - два основных макроэкономических фактора, создающих трудности на пути инвестиций в инфраструктуру. В исследовании PriceWaterhouseCoopers (PwC), посвященном финансированию инфраструктуры, говорится: "Рынки долговых обязательств почти замерли. Краткосрочные перспективы остаются печальными. Ожидается заключение лишь небольшого количества сделок. Многие из них уже отложены. Банковский кредит перестал быть достаточным и эффективным источником долгосрочного финансирования.

В отличие от 1997-1998 гг., когда отрасли инфраструктуры развитых стран практически не пострадали, сейчас они находятся в тяжелом положении. Например, в Великобритании в 2008 г. было начато 34 проекта ГЧП, а до этого каждый год заключалось как минимум 60 таких контрактов. В Республике Корея в 2008 г. были прекращены переговоры по более чем 30% принятых к разработке инфраструктурных проектов ГЧП.

В развивающихся странах с июля 2008 г. по март 2009 г. были подписаны контракты и открыто финансирование по 147 проектам ГЧП с инвестициями на сумму 55 млрд. долл., что представляет собой снижение по числу проектов на 30% и на 15% по объему инвестиций по сравнению с соответствующим периодом 2007-2008 гг. Особенно сильное сокращение активности на этом рынке наблюдалось во втором полугодии 2008 г., когда число заключенных контрактов уменьшилось на 35% и привлеченного объема инвестиций - на 32%.

Количество проектов, достигших стадии окончания переговоров, подписания контрактов и открытия финансирования, в первом квартале 2009 г. уменьшилось на 23% по сравнению с тем же периодом 2008 г. Правда, суммарный объем инвестиций, привлекаемых в эти проекты, составил 25 млрд. долл., что на 35% больше. Однако такой скачок инвестиционной активности объясняется не зародившейся на волне кризиса новой тенденцией, а конъюнктурными обстоятельствами - подписанием нескольких крупных контрактов (на сооружение электростанций в Бразилии и др.).

Наиболее сильно от кризиса пострадали транспорт и коммунальный сектор. В первой из этих отраслей снижение составило: 50% по привлечению инвестиций и 40% по числу проектов. В водоснабжении и канализации снижение по уровню инвестиций было равно 37%, а по числу проектов - 60%.

. Проекты, начатые до финансового кризиса, испытывают трудности, порой серьезные, но не прекращаются. Это объясняется сохраняющимся перспективным спросом и потенциально высокими финансовыми, политическими и иными издержками для стороны, заявившей о выходе из проекта, особенно если инвестиции застрахованы от политических рисков в международных финансовых организациях.

По данным Всемирного банка, в развивающихся странах в 2008-2009 гг. на различных стадиях разработки находились 522 новых инфраструктурных проекта ГЧП:

· 133 подписанных контракта;

· 203 контракта, по которым заключены договора финансирования и открыты кредитные линии;

· 101 подписанный контракт, по которым не открыто финансирование;

· 85 проектов на стадии проведения тендеров.

Из-за кризиса был остановлен только один проект и прекращены на этапе тендера, подписания контракта или поиска инвесторов еще четыре (менее 1% общего числа проектов).

В настоящее время нет особых оснований полагать, что в дальнейшем в массовом порядке будут прекращаться уже реализуемые инфраструктурные проекты. Весь опыт ГЧП в производственной инфраструктуре и ход кризиса 1997-1998 гг. свидетельствуют, что крупные, дорогостоящие проекты трудно не только запустить, но и остановить. До принятия решения об их начале проводятся разнообразные дорогостоящие исследования, составляются технико-экономические обоснования и проектно-сметная документация (например, стоимость разработки проектной документации по проектам "Комплексное развитие Южной Якутии" и "Урал Промышленный - Урал Полярный", финансируемым из Инвестиционного фонда РФ, составляет 10 млрд. и 33 млрд. руб. соответственно), разрабатываются бизнес-модели и финансовые схемы, учреждаются специальные компании проектного финансирования, привлекаются инвесторы. Строительство длится годы, а возврат инвестиций - десятилетия. Но если принято решение о начале проекта, в него вложены деньги, то и остановить его также трудно без существенных экономических, финансовых, социально-политических и иных последствий для государства, бизнеса и общества.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи ...

Анализ факторов, влияющих на материальные ресурсы ОАО Пензенский завод Локомотив
Производство любого вида продукции (работ, услуг) связано с использованием материальных ресурсов. Материальные ресурсы - это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих и полуфабрикатов, которые хозяйствующий субъ ...

Современное образование и экономика
учреждение Современная экономика характеризуется особым динамизмом и чрезвычайной сложностью развертывающихся в ней процессов. Хорошо ориентироваться в ней позволяет только грамотно поставленная система образования. Значимость образован ...