Государственно-частное партнёрство в условиях экономического кризиса

. Увеличивается число проектов, которые испытывают трудности с финансированием. В обзоре, подготовленном PwC в январе 2009 г. на основе анализа деятельности более чем 20 ведущих банков Великобритании, работающих на рынке проектов ГЧП, показано, что активность банков в кредитовании проектов снижается, структура кредитов меняется в сторону уменьшения доли долгосрочных ссуд и увеличения удельного веса кратко - и среднесрочных кредитов. Длинные деньги предоставляются только сильным в финансовом отношении клиентам. Частные компании, выполняющие долгосрочные контракты и концессии (сроком 20 и более лет), вынуждены прибегать к заимствованиям на более короткие сроки, что приводит к повышению рисков перефинансирования.

Из 522 инфраструктурных проектов ГЧП (выборка Всемирного банка за 2008-2009 гг.), успешно выполнялись 389 проектов (75%). Трудности с открытием финансирования по уже подписанным контрактам испытывают десятки проектов. Задержки с выполнением сроков по открытию финансирования коснулись 27 проектов из-за кризиса и 12 проектов - по другим причинам. Потенциально еще 56 проектов находились под угрозой приостановки, из них 36 - из-за отсутствия финансовых источников. В целом дефицит средств для открытия финансирования 100 проектов ГЧП оценивался в 67 млрд. долл. Для сравнения: в 2007 г. инвестиции в новые проекты ГЧП составили 73 млрд. долл.

. Пересмотр условий контрактов ГЧП в производственной инфраструктуре может затронуть до 50% действующих проектов. Пересмотр контрактов - достаточно типичное явление для инфраструктурных проектов, выполняемых частными компаниями по договорам с государством. По оценкам, в странах Латинской Америки пересмотру в процессе реализации были подвергнуты более 50% инфраструктурных концессий, причем многие из них - вскоре после заключения договоров.

Сейчас перед угрозой пересмотра условий контрактов стоит примерно 25% проектов ГЧП, выполняемых в развивающихся странах. Кроме того, в стадии подготовки к подписанию находятся 133 новых контракта, которые в течение ближайшего года предъявят спрос на инвестиции в размере более 60 млрд. долл. Если кризис затянется, а новые проекты будут давить на финансовые рынки, предъявляя дополнительный спрос на инвестиции, то реструктуризация проектов неизбежна и доля пересмотренных контрактов может возрасти до 50% их общего числа.

Высокий процент пересмотренных контрактов ГЧП объясняется не злым умыслом чиновников или предпринимателей, а сложностью природы гражданско-правовых отношений на объектах производственной инфраструктуры, когда собственником выступает один субъект экономических отношений - государство, а инвестором - другой, частный сектор. Громоздкость проектов ГЧП, неразвитость институциональной среды, низкий уровень компетенции, управленческих навыков и должного опыта у представителей органов власти в составлении соответствующих договоров предопределяют высокую долю пересмотренных контрактов.

Кроме того, нужно учесть, что государственно-частное партнерство в производственной инфраструктуре достаточно молодо. Оно зародилось менее двух десятилетий назад. По мере накопления опыта число несостоятельных контрактов, которые досрочно прекращаются или пересматриваются в процессе выполнения, будет сокращаться.

. Роль государства в преодолении кризиса в отраслях инфраструктуры является ключевой. Даже в условиях кризиса государство может многое сделать для стабилизации ситуации в инфраструктурном комплексе, снижения рисков и дальнейшего развития ГЧП. Конкретные действия правительства могут включать широкий спектр мер от изменения уже подписанных контрактов в сторону повышения гарантий бизнесу до принятия специальных, решений, стимулирующих новые проекты ГЧП. Можно выделить два направления деятельности государства по активизации ГЧП в инфраструктуре - меры бюджетно-кредитной политики и формирование новых институтов по финансированию инфраструктуры. Вот некоторые примеры.

Из 787 млрд. долл., выделенных правительством США на вывод экономики из кризиса, 43 млрд. долл. будет направлено в энергетику, 111 млрд. долл. - в инфраструктуру и науку, из которых 27 млрд. долл. пойдут на строительство автомобильных дорог. Кроме того, администрация президента Б. Обамы планирует создать Национальный банк по рефинансированию инфраструктуры (National Infrastructure Reinvestment Bank), в числе основных задач которого будет привлечение частных инвестиций в проекты ГЧП.

Казначейство Великобритании, обеспокоенное состоянием государственно-частного партнерства в стране, в марте 2009 г. учредило особый фонд (Treasury Infrastructure Finance Unit) по кредитованию проектов ГЧП, которые испытывают сложности в привлечении частных средств.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи ...

Исследование функционирования регионального рынка труда (на материалах Главного статистического управления Гомельской области)
В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. Он является одним из основных индикаторов состояния экономики. Это социально-экономическая подсистема в системе рыночных отношений, базирующейс ...

Совершенствование методики формирования страхового запаса на промышленных предприятиях
Тема исследовательской работы «Совершенствование методики формирования страхового запаса на промышленных предприятиях» по дисциплине «Управление экономикой». Актуальной задачей при управлении оборотными активами производственных пре ...