Государственно-частное партнёрство в условиях экономического кризиса

. Увеличивается число проектов, которые испытывают трудности с финансированием. В обзоре, подготовленном PwC в январе 2009 г. на основе анализа деятельности более чем 20 ведущих банков Великобритании, работающих на рынке проектов ГЧП, показано, что активность банков в кредитовании проектов снижается, структура кредитов меняется в сторону уменьшения доли долгосрочных ссуд и увеличения удельного веса кратко - и среднесрочных кредитов. Длинные деньги предоставляются только сильным в финансовом отношении клиентам. Частные компании, выполняющие долгосрочные контракты и концессии (сроком 20 и более лет), вынуждены прибегать к заимствованиям на более короткие сроки, что приводит к повышению рисков перефинансирования.

Из 522 инфраструктурных проектов ГЧП (выборка Всемирного банка за 2008-2009 гг.), успешно выполнялись 389 проектов (75%). Трудности с открытием финансирования по уже подписанным контрактам испытывают десятки проектов. Задержки с выполнением сроков по открытию финансирования коснулись 27 проектов из-за кризиса и 12 проектов - по другим причинам. Потенциально еще 56 проектов находились под угрозой приостановки, из них 36 - из-за отсутствия финансовых источников. В целом дефицит средств для открытия финансирования 100 проектов ГЧП оценивался в 67 млрд. долл. Для сравнения: в 2007 г. инвестиции в новые проекты ГЧП составили 73 млрд. долл.

. Пересмотр условий контрактов ГЧП в производственной инфраструктуре может затронуть до 50% действующих проектов. Пересмотр контрактов - достаточно типичное явление для инфраструктурных проектов, выполняемых частными компаниями по договорам с государством. По оценкам, в странах Латинской Америки пересмотру в процессе реализации были подвергнуты более 50% инфраструктурных концессий, причем многие из них - вскоре после заключения договоров.

Сейчас перед угрозой пересмотра условий контрактов стоит примерно 25% проектов ГЧП, выполняемых в развивающихся странах. Кроме того, в стадии подготовки к подписанию находятся 133 новых контракта, которые в течение ближайшего года предъявят спрос на инвестиции в размере более 60 млрд. долл. Если кризис затянется, а новые проекты будут давить на финансовые рынки, предъявляя дополнительный спрос на инвестиции, то реструктуризация проектов неизбежна и доля пересмотренных контрактов может возрасти до 50% их общего числа.

Высокий процент пересмотренных контрактов ГЧП объясняется не злым умыслом чиновников или предпринимателей, а сложностью природы гражданско-правовых отношений на объектах производственной инфраструктуры, когда собственником выступает один субъект экономических отношений - государство, а инвестором - другой, частный сектор. Громоздкость проектов ГЧП, неразвитость институциональной среды, низкий уровень компетенции, управленческих навыков и должного опыта у представителей органов власти в составлении соответствующих договоров предопределяют высокую долю пересмотренных контрактов.

Кроме того, нужно учесть, что государственно-частное партнерство в производственной инфраструктуре достаточно молодо. Оно зародилось менее двух десятилетий назад. По мере накопления опыта число несостоятельных контрактов, которые досрочно прекращаются или пересматриваются в процессе выполнения, будет сокращаться.

. Роль государства в преодолении кризиса в отраслях инфраструктуры является ключевой. Даже в условиях кризиса государство может многое сделать для стабилизации ситуации в инфраструктурном комплексе, снижения рисков и дальнейшего развития ГЧП. Конкретные действия правительства могут включать широкий спектр мер от изменения уже подписанных контрактов в сторону повышения гарантий бизнесу до принятия специальных, решений, стимулирующих новые проекты ГЧП. Можно выделить два направления деятельности государства по активизации ГЧП в инфраструктуре - меры бюджетно-кредитной политики и формирование новых институтов по финансированию инфраструктуры. Вот некоторые примеры.

Из 787 млрд. долл., выделенных правительством США на вывод экономики из кризиса, 43 млрд. долл. будет направлено в энергетику, 111 млрд. долл. - в инфраструктуру и науку, из которых 27 млрд. долл. пойдут на строительство автомобильных дорог. Кроме того, администрация президента Б. Обамы планирует создать Национальный банк по рефинансированию инфраструктуры (National Infrastructure Reinvestment Bank), в числе основных задач которого будет привлечение частных инвестиций в проекты ГЧП.

Казначейство Великобритании, обеспокоенное состоянием государственно-частного партнерства в стране, в марте 2009 г. учредило особый фонд (Treasury Infrastructure Finance Unit) по кредитованию проектов ГЧП, которые испытывают сложности в привлечении частных средств.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи ...

Социальный капитал теория и практика
Тема контрольной работы "Социальный капитал: теория и практика" по дисциплине "Экономическая теория". Современная идеология реформ, системно проводящихся как в развитых странах мира, так и в развивающихся, базир ...

Государственное регулирование цен в странах с развитой экономикой
Государственное регулирование экономики является необходимым элементом функционирования экономики любой страны. Одной из форм, видов такого регулирования является государственное регулирование цен. Государственное регулирование цен ...