Государственно-частное партнёрство в условиях экономического кризиса

Во Франции на период кризиса введены специальные меры для стимулирования проектов ГЧП, включенных в экономический план правительства (так называемый Plan de relance). Меры эти, в частности, предусматривают: дополнительные налоговые льготы; государственные кредиты банкам в целях последующего кредитования ими из этих средств частных компаний, занятых в проектах ГЧП, по более низким в сравнении с рыночными процентным ставкам; правительственные ссуды частным партнерам на реализацию проектов ГЧП до открытия банками кредитных линий. На эти цели правительство выделяет 10,5 млрд. евро.

Правительство Республики Корея в целях борьбы с финансовым кризисом приняло пакет мер по финансовому стимулированию экономики, более 15% инвестиций которого пойдут на проекты ГЧП. В числе этих мер:

· установление более низких требований к размеру собственного капитала партнеров из частного сектора (5-10%);

· для крупномасштабных проектов - повышение до 50%, верхней границы общего объема кредитов, на которые могут распространяться гарантии Фонда гарантирования кредитов в инфраструктуру (Korean Credit Guarantee Fund);

· помощь в привлечении новых акционеров (для некоторых проектов);

· разделение риска процентной ставки с концессионерами.

Правительство Китая в ноябре 2008 г. приняло план по стимулированию внутреннего спроса из 10 пунктов, два из которых направлены на ускоренное развитие инфраструктуры - сельской и транспортной. Общая сумма предполагаемых инвестиций составляет 585 млрд. долл. Весь план реализуется на условиях ГЧП: бюджет правительства страны выделит 145 млрд. долл., остальные средства будут предоставлены крупнейшими госкомпаниями, государственными инвестиционными фондами, а также местными властями.

Бразильский Национальный банк развития (BNDES) по решению правительства и под его гарантии в январе 2009 г. выделил дополнительные финансовые средства для инвестиций в инфраструктуру и добывающие отрасли (в первую очередь в геологоразведку) в размере 42.6 млрд. долл.

Правительство Индии приняло ряд решений по активизации ГЧП через государственную компанию по финансированию инфраструктуры India Infrastructure Finance Company Ltd (IIFCL). Основными инструментами стали: содействие привлечению долгосрочных инвестиций за счет субординированных кредитов; повышение доли частных инвестиций, страховые взносы по которым подлежат возмещению из бюджета, с 10 до 20% их общего объема; увеличение срока концессии на 5-10 лет; рост государственного финансирования на 15%; выпуск ценных бумаг, не облагаемых налогом, на 6 млрд. долл. для финансирования проектов, инвестиционная емкость которых оценивается в 15 млрд. долл.

Прежде чем снова возрастут инвестиции в отрасли производственной инфраструктуры, должны восстановиться фондовые рынки и увеличиться спрос на услуги этих отраслей. Если экономический и финансовый кризис затянется, то чрезмерное увлечение инвестициями в производственную инфраструктуру может привести к структурным диспропорциям, преодоление которых потребует больше ресурсов, чем их пошло на создание объектов. В этом плане государственная инвестиционная политика должна быть сбалансированной и хорошо просчитанной на перспективу - финансировать имеет смысл только жизнеспособные, высокоэффективные проекты, имеющие гарантированные рынки потребления услуг.

Проводимой бюджетной политикой российское правительство сдерживает воспроизводственные процессы в инфраструктурном комплексе, а не наращивает их, как это делают большинство стран мира. Такая жесткая, рестрикционная политика не способствует выходу экономики страны из кризиса и, более того, усугубляет кризисные явления вследствие снижения государственного спроса на инфраструктуру.

Заключение

Основными причинами глобального кризиса являются: саморазрушение финансовой пирамиды долговых обязательств США; виртуализация финансовых операций (деривативы), повлекшая недооценку финансовых рисков и отрыв финансового рынка от реального сектора экономики; обесценение значительной части капитала в условиях исчерпания возможностей экономического роста на основе доминирующего технологического уклада и связанного с этим структурного кризиса экономики ведущих стран.

В условиях кризиса процесс государственно-частного партнёрства (ГЧП) в инфраструктуре характеризуется разнонаправленными тенденциями. С одной стороны, уменьшается число новых контрактов, больше становится приостановленных проектов. Конкуренция за финансовые ресурсы обостряется, все большее число проектов попадает под давление кризиса. Если трудности с финансированием продолжатся и далее, то следует ожидать дальнейшего досрочного прекращения проектов ГЧП. С другой стороны, пока практически нет проектов, которые, начавшись, были бы свернуты по причине мирового финансового и экономического кризиса. Правительства многих стран стремятся сохранить темпы развития новых объектов производственной инфраструктуры на основе ГЧП, которые были характерны для середины 2000-х годов, используя для этого разнообразные инструменты. И дело здесь не только в том, что инфраструктурные проекты создают дополнительный спрос, в том числе потребительский. Главным фактором особого внимания правительств к ГЧП является то, что производственная инфраструктура рассматривается ими как важнейший инструмент повышения конкурентоспособности и эффективности национальной экономики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи ...

Анализ экономических показателей деятельности ООО Колесо фортуны
В 21 веке почти у каждой семьи есть личный автомобиль, что говорит о высоком спросе на данный товар. К 2015 году по подсчетам специалистов количество автомобилей значительно возрастет (в России в 1,6 раза), вследствие чего увеличится спрос ...

Государственная и муниципальная форма собственности
Собственность принадлежит к числу понятий, вокруг которых на протяжении многих веков ведется борьба не только в теоретическом плане, но и путем социальных потрясений, которые одной из главных своих причин имеют в конечном счете попытки ...