Классификация рынков

Рынок - это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления [12, 23].

Рынки классифицируют по разным признакам, важнейшими из которых являются:

По организационному признаку (степени ограничения конкуренции) рынки подразделяются на:

Рынок совершенной (свободной) конкуренции;

Рынок монополистической конкуренции - это такая рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурирует между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами.

Олигополистический рынок - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.

Монополистический рынок - это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей.

По пространственному признаку рынки подразделяются на:

- Местный рынок (в пределах села, города);

- Региональный рынок (в пределах одного региона);

- Национальный рынок (внутренний);

- Мировой рынок;

- Рынок покупателей;

- Рынок продавцов;

- Рынок государственных учреждений;

- Рынок промежуточных продавцов-посредников.

По объектам купли-продажи рынки подразделяются на:

- Рынок товаров и услуг (потребительский рынок) - включает в себя потребительский рынок (рынок предметов потребления) и рынок средств производства (товаров, предназначенных для производственного потребления);

- Рынок труда - на этом рынке осуществляется купля-продажа рабочей силы.

- Информационный рынок - поставщиками информации выступают институты и учебные заведения, научно-технические сообщества;

- Рынок капиталов - состоит из рынка денег и рынка ценных бумаг.

- Рынок ценных бумаг. Основные виды ценных бумаг - это акции и облигации.

- Рынок инноваций, т.е. рынок нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике.

- Рынок лицензий - это торговля технологией.

- Рынок жилья - до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены.

Помимо перечисленных признаков рынки делятся:

По степени развития:

- Неразвитый рынок - характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер;

- Свободный рынок - характеризуется следующими чертами:

− неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;

− абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

− абсолютная мобильность факторов производства;

− неограниченная свобода передвижения капитала;

− наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.);

− абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

− ни один участок свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

− цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

− отсутствие монополии (один производитель), монопсонии (один покупатель) и государственного регулирования.;

- Регулируемый рынок - это рынок, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством.

- Деформированный рынок.

По характеру ассортимента товаров:

- Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

- Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;

- Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

- Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

По характеру продаж:

- Оптовый рынок;

- Розничный рынок.

По уровню насыщения:

- Равновесный рынок;

- Избыточный рынок;

- Дефицитный рынок.

По соответствию законодательным нормам:

- Легальный рынок;

- Нелегальный рынок - включает теневую торговлю и «черный» рынок.

По товарным группам:

- Рынок товаров производственного назначения;

- Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);

- Рынок сырья и материалов и т.д.

По отраслевому признаку:

- Рынок автомобилей;

- Рынок нефти;

- Рынок компьютерной техники

- Текстильный рынок;

- Рынок сельхозпродукции и т.д.

В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи ...

Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления
Актуальность работы вызвана тем, что преодоление безработицы - это одна из основных задач государственной политики, а занятость - это источник заработной платы, которая была и остается для многих основным источником дохода, а повышение ...

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия
В условиях рыночной экономики целью любого предприятия является получение максимально возможной прибыли. В этих условиях могут осуществлять свою производственно-финансовую деятельность только те предприятия, которые получают от нее на ...