Роль и значение образования в современных условиях

Перманентный интерес к данной проблеме со стороны научного и образовательного сообществ, а также простых российских граждан вполне понятен и обусловлен, прежде всего, той исключительной ролью, которую образование играет в жизни современного социума, теми надеждами, которые с ним связывают в решении общечеловеческих проблем (различные природные катаклизмы и техногенные катастрофы, вызванные непродуманной деятельностью человека, терроризм, наркомания, оружие массового поражения, межрелигиозные столкновения и т.д.).

Будучи одной из наиболее важных жизненных ценностей, приоритетным фактором социального и экономического развития, а также условием сохранения стабильности и устойчивого развития всего общества, образование сегодня становится ключевым элементом глобальной конкуренции. Причём и дальше значение образования в современном мире с учётом существующих глобальных тенденций будет возрастать, поскольку именно образование становится ведущим средством успешного продвижения государств на высококонкурентных глобальных рынках труда и новейших технологий и превращается в один из центральных элементов их геополитики и экономической стратегии.

В современных условиях роль образования как стратегического ресурса развития приобретает особое значение, так как именно благодаря ему во многом обеспечивается успешное, динамичное и гармоничное развитие общества.

В частности, эта идея прослеживается в подписанном в июле 2006 года участниками саммита "группы восьми" (G-8) в Санкт-Петербурге итоговом документе "Образование для инновационных обществ в XXI веке", в котором отмечено, что "образование составляет основу прогресса человечества. Социально-экономическое процветание в XXI веке зависит от способностей стран обеспечивать образование всех членов общества, с тем, чтобы дать возможность каждому человеку преуспеть в стремительно меняющемся мире" [1].

Наряду с указанными выше причинами, интерес к теме модернизации образования поддерживается теми системными мерами, которые российское государство в рамках выработки и реализации государственной политики в области образования в последнее время активно принимает для возрождения и дальнейшего развития данной сферы.

Причём предлагается и делается в этом направлении действительно немало. И не всё из того, что предлагается, находит адекватное понимание и поддержку, как в профессиональном сообществе, так и в обществе в целом.

Все значимые новации в сфере российского образования неразрывно связаны с инициативами и реальной поддержкой главы государства: именно так было и с приоритетным национальным проектом "Образование", и с его новыми, появившимися уже в ходе реализации, направлениями по поддержке учреждений начального и среднего профессионального образования, школьного питания, и недавней президентской инициативой "Наша новая школа".

В этой связи примечательно и даже в какой-то степени символично, что первым указом первого российского Президента был Указ "О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации" [4], а одним из первых документов, подписанных действующим Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в день его инаугурации, 7 мая 2008 года, стал Указ "О федеральных университетах". [5]

Констатируемый сегодня кризис образования, его отставание от темпов развития современного общества, неспособность идти в ногу со временем - это, отнюдь, не проявление современных отечественных реалий, это скорее его врождённая мировая особенность. И именно её подчёркивает А.П. Огурцов, когда пишет: "В истории не было ни одного периода, когда общество было бы довольно своей системой образования" [6]. Более того, "претензии к существующей системе образования всегда и для всех были общим местом. Нет страны и нет времени, которые бы характеризовались благостным отношением к этому вопросу" [7].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи ...

Исследование функционирования регионального рынка труда (на материалах Главного статистического управления Гомельской области)
В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. Он является одним из основных индикаторов состояния экономики. Это социально-экономическая подсистема в системе рыночных отношений, базирующейс ...

Совершенствование методики формирования страхового запаса на промышленных предприятиях
Тема исследовательской работы «Совершенствование методики формирования страхового запаса на промышленных предприятиях» по дисциплине «Управление экономикой». Актуальной задачей при управлении оборотными активами производственных пре ...