Роль и значение образования в современных условиях

В результате прошедших обсуждений отмечаются следующие основные отличия указанных документов от тех стратегических и проектных разработок, которые делались в прошлый период.

Во-первых, логика развития образования сориентирована на потребителей образовательных услуг, на граждан России. Предлагаемая программой структура сети образовательных учреждений проектируется так, чтобы ни одна образовательная траектория не стала тупиковой. Система строится так, чтобы человек в любой момент мог обновить свои знания, "взять" тот или иной модуль, повысить квалификацию или пройти переподготовку. И всё это в дифференцированной сети школ, ступеней обучения, колледжей, федеральных и национальных исследовательских университетов при прямом стимулировании сектора дополнительного образования.

Во-вторых, в развитие и оценке качества образования, в формирование образовательных стандартов все активнее вовлекаются представители общественных организаций и российских предприятий-работодателей, что также в немалой степени было обусловлено механизмами реализации ПНПО. Логика общественного участия пронизывает все элементы представленного проекта образовательной программы.

И, наконец, в-третьих, началось заметное обновление управленческого корпуса системы образования. Полученный опыт проектирования позволит добиваться реальных, а не сформулированных лишь бы на бумаге изменений, гибко и быстро менять управленческие решения в зависимости от наличной ситуации, вовлекать практиков в обсуждение и реализацию общих замыслов.

В данном контексте для выработки максимально выверенных и обоснованных путей возможной модернизации сферы отечественного образования особую значимость приобретает чёткое понимание её современного состояния, природы происходящих в ней трансформационных процессов, их сути, причин и взаимосвязи с общемировыми тенденциями в данной сфере.

Выбранный страной курс инновационного развития, построения "экономики знаний", укрепления гражданственности и институтов гражданского общества нереален без дальнейшей модернизации отечественной системы образования, которая с точки зрения её адекватности сегодняшним и будущим потребностям общества, несмотря на имеющиеся позитивные сдвиги, пока ещё не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям, в том числе, доминирующему в современных условиях личностно-ориентированному, гуманистическому подходу к образованию.

Перечисленные обстоятельства являются мощным дополнительным стимулом для продолжения дальнейшей теоретической разработки данной темы, в том числе, в направлении поиска наиболее адекватных современным российским условиям путей и эффективных инструментов решения стоящих задач, повышает роль философского анализа и теоретического обоснования проводящихся в сфере отечественного образования модернизаций, в том числе разработки адекватных объективным социальным процессам приоритетных концепций, задающих дальнейшее направление реформ. От степени проработанности данных вопросов, их понятности и поддержки в обществе будет зависеть научный мировоззренческий уровень формируемой государством образовательной политики, стратегии и тактики развития образования, а, в конечном счёте, и тот результат, на который мы рассчитываем.

И даже разразившийся мировой финансовый кризис, со всеми его негативными проявлениями, такими, как спад производства, сворачивание многих научных и социальных программ и, как следствие, сокращение количества рабочих мест, не способен серьёзно повлиять на указанные выше роль и значение образования, а скорее наоборот будет способствовать дальнейшему повышению его статуса. Это связано с тем, что образование самым непосредственным образом связано с созданием условий, направленных на устранение причин, побудивших данный кризис, и преодолением вызванных им негативных последствий. Именно в таких условиях повышения востребовательности образовательных услуг, связанных с переподготовкой специалистов, потерявших работу или желающих открыть собственное дело в сфере малого бизнеса, наиболее рельефно должна раскрыться эффективность принципа "образование в течение всей жизни", а также способность людей идти на смену своей профессиональной деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи ...

Статистические показатели
В современном обществе, во время перехода к рынку, важно принятие рациональных управленческих решений. Для этого необходимо проводить анализ хозяйственной деятельности организаций, экономики в целом. Это позволяет делать статистика. О ...

Современные экономические проблемы России
Глубокие и стремительные экономические изменения в современном мире обусловливают необходимость поиска новых подходов к анализу экономической жизни общества, исследованию особенностей и перспектив национальной экономики. Национальная ...